Определение грузооборота. Грузооборот (Freight turnover) - это. Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый
33. Данный раздел заполняется микропредприятиями, осуществляющими экономическую деятельность, имевшими в распоряжении грузоперевозящие автомобили и выполнявшими в отчетном году перевозки грузов автотранспортом по дорогам общего пользования (без технологических перевозок).
34. По строке 28 указываются данные о фактическом числе грузоперевозящих автомобилей <1> (имеющих номерные знаки ГИБДД МВД России), находившихся в распоряжении микропредприятия по состоянию на конец отчетного года (собственных, оформленных по договору лизинга и арендованных), независимо от их технического состояния (в исправном состоянии, в ремонте, в ожидании ремонта и т.п.).
35. К грузоперевозящим <1> относятся грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны на шасси легковых автомобилей (суммарно), предназначенные для перевозок грузов. Не включаются автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозок грузов (специальные), например: автокраны, автовышки, авторемонтные всех видов, бензозаправщики, пожарные, санитарные, мусоровозы, подметально-уборочные, автолавки, тонары и т.п. Также не включаются пассажирские легковые автомобили и автобусы.
36. По строке 29 "Перевезено грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе" и строке 30 "Грузооборот автомобильного транспорта на коммерческой основе" (перевезено грузов - в тоннах, грузооборот - в тонно-километрах) показываются суммарные объемы перевозки грузов <1> и грузооборота <1> , выполненные по дорогам общего пользования грузоперевозящими автомобилями: грузовыми (включая грузовые такси), пикапами и легковыми фургонами на шасси легковых автомобилей и автоприцепами на коммерческой основе (за плату для заказчика) за отчетный год.
Перевозки пассажиров в грузовых автомобилях не являются перевозкой грузов и в отчет не включаются.
В отчет не включаются перевозки грузов:
Нетоварного характера (очистка территории от бытового мусора, снега и т.д.);
Почты и периодической печати;
Общий грузооборот определяется как суммарный грузооборот по каждому грузоперевозящему автотранспортному средству в зависимости от используемых показателей учета транспортной работы. <1>
Если учет количества грузов, перевезенных соответствующим грузоперевозящим автотранспортным средством, осуществлялся в натуральном выражении, то грузооборот определяется суммированием произведений фактически перевезенного за отдельные ездки (заезды) груза (включая груз, перевезенный на автоприцепах) на расстояние перевозки в километрах. При этом объем перевозок и расстояние перевозки должны отражаться в транспортной документации отчитывающейся организации.
Пример расчета
В условиях финансовых проблем работа экономической службы, с одной стороны, должна быть направлена на минимизацию затрат, с другой — на повышение экономической эффективности работы предприятии. В данной статье рассмотрим вопросы повышения экономической эффективности работы складов.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СКЛАДА
К основным функциям склада можно отнести:
- создание ассортимента в соответствии с потребностью . Функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства;
- cкладирование и хранение . Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между поставками материальных ресурсов и их потреблением, что дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение материальных ресурсов необходимо и в связи с сезонным потреблением некоторых материалов;
- предоставление услуг . С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания склады могут оказывать транспортно-экспедиционные услуги, проверять функционирование приборов и оборудования, готовить материалы к производственному потреблению и др.
Оценить работу склада позволяют технико-экономические показатели, характеризующие:
- эффективность использования площадей склада;
- интенсивность работы склада;
- себестоимость складской переработки грузов.
Показатели, характеризующие эффективность использования площадей склада
К показателям данной группы относятся:
- коэффициент использования складской площади;
- коэффициент использования объема склада;
- грузонапряженность.
Коэффициент использования складской площади (К S ) представляет собой отношение полезной (грузовой) площади (S пол) склада к общей площади складского помещения (S общ):
К S = S пол / S общ.
Площадь склада торгового предприятия, непосредственно занятая под хранение товаров, составляет 300 м 2 , общая площадь склада — 1000 м 2 .
Коэффициент использования складской площади:
300 м 2 / 1000 м 2 = 0,3 .
Чтобы повысить значение коэффициента, торговому предприятию целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении количества хранимых товаров или о сдаче части площадей склада в аренду либо о заключении договоров хранения с посторонними организациями.
Коэффициент использования объема склада (К V ) характеризует использование не только площади, но и высоты складских помещений:
К V = V пол / V общ,
где V пол — полезный объем, определяемый произведением грузовой площади на полезную высоту (то есть высоту стеллажей, штабелей);
V общ — общий объем склада, определяемый произведением общей площади на основную высоту (то есть высоту от пола склада до выступающих частей перекрытия, ограничивающих складирование груза).
(G ) показывает, какое количество груза располагается одновременно на каждом квадратном метре полезной площади склада:G = Z max / S пол,
где Z max — максимальный запас материалов, который хранится на складе, т.
Удельная средняя нагрузка на 1 м 2 полезной площади дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в течение года .
Грузонапряженность 1 м 2 общей площади склада (М ) в течение года определяется по формуле:
М = Г год / S общ,
где Г год — годовой грузооборот склада, т.
Годовой грузооборот склада составляет 1 000 000 т, полезная площадь склада — 1000 м 2 .
Грузонапряженность 1 м 2 общей площади склада:
1 000 000 т / 1000 м 2 = 1000 т/м 2 .
Коэффициент грузонапряженности дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в различные годы .
Показатели интенсивности работы склада
Показателями интенсивности работы складов являются:
- складской товарооборот;
- грузооборот склада;
- показатели оборачиваемости материалов на складе.
Товарооборот планируется и учитывается в стоимостном выражении и представляет собой объем материальных ценностей, отпускаемых со склада потребителям за определенный период.
Грузооборот склада — отношение товарооборота за определенный период (сутки, месяц, год) к средней стоимости 1 т груза. Исчислять грузооборот склада можно по прибытии или отправлении грузов (односторонний грузооборот).
Формула расчета грузооборота склада (Г ):
Г = Т обор / С ср,
где Т обор — товарооборот за определенный период, руб.;
С ср — средняя стоимость 1 т груза, руб./т.
Удельный грузооборот склада (эффективность полезной площади склада ) (Г уд ) — отношение грузооборота склада к полезной площади склада. Эта величина показывает, сколько тонн товара, прошедшего через склад, приходится на 1 м 2 полезной площади склада:
Г уд = Г / S пол.
Чем выше этот показатель, тем лучше работает склад.
Коэффициент неравномерности загрузки склада (К неравн. загр ) определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца (Г напр. мес) к среднемесячному грузообороту склада (Г ср/мес):
К неравн. загр = Г напр. мес / Г ср / мес.
Грузооборот наиболее напряженного месяца (декабря) составляет 10 000 т, среднемесячный грузооборот склада — 5000 т.
Коэффициент неравномерности загрузки склада:
10 000 т / 5000 т = 2.
Владельцу склада следует принять дополнительные меры, чтобы равномерно загрузить склад (нужно искать арендаторов площадей складов, менять логистику поставок и т. п.).
Продолжительность оборота склада (срок хранения ) показывает, через какое количество времени запас товарно-материальных ценностей на складе будет исчерпан (выражается в днях или долях года).
Оборачиваемость склада (коэффициент оборачиваемости грузов ) (К обор ) показывает, как часто содержимое склада полностью обновляется. Эта величина наиболее полно отражает интенсивность работы склада. Формула расчета:
К обор = Q отгр / (T × Q разм),
где Q отгр — количество продукции, отгруженной за период Т, т;
Q разм — общее количество продукции, которое можно разместить на складе, т.
За месяц (30 календарных дней) со склада отгружено 10 000 т продукции, а можно было отгрузить за этот период 20 000 т.
Соответственно, коэффициент оборачиваемости грузов (К обор):
10 000 т / (1 мес. × 20 000 т) = 0,5.
Чем выше данный коэффициент, тем выше интенсивность работы склада.
- дефекты в изделиях;
- неверная продукция;
- неполная поставка;
- поставка с опозданием;
- преждевременная поставка.
Н. А. Дубинский,
доц., канд. техн. наук
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале
Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый
Грузооборот
Грузооборот - показатель объема работы, выполненной грузовым транспортом. Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке 1 т груза на расстояние 1 км).Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.
Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.
Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.
Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.
Транспортное направление в логистике занимается нахождением кратчайшего пути, по которому можно перевести заданный груз с минимальными потерями его качеств. Потери могут быть вызваны внешними факторами и временными, в случае с грузом, имеющим короткий срок годности. Для того чтобы оперировать данными, в расчетах используется термин тонно-километр. На основании измеряемых им показателей можно сделать вывод об эффективности транспортировки грузов. Объектом его применения может быть любое транспортное средство, начиная с гужевого и заканчивая авиаперевозками. Однако наибольшее распространение он получил для вычислений эффективности в расчетах для автомобильных видов перевозок. Для понимания того, насколько эффективную работу выполняет подвижный состав, необходимо понять, как рассчитать тонно-километры.
Расчет тонно-километров
В общих чертах в значение тонно-километры входят две составляющие:
- Масса измеряемого в тоннах груза, перевезенного на определенное расстояние;
- Величина расстояния, пройденного в километрах с заданным грузом.
Показатели тонно-километров необходимо фиксировать в первичной документации, например, в путевом листе автомобиля. На основании именно этой величины происходит расчет и начисление заработной платы водителя, если используется сдельная прямая система оплаты труда.
Вычисление одного тонно-километра производится следующим образом: необходимо одну тонну груза перевести на расстояние в один километр. Соответственно, если умножить общий вес в тоннах перевезенного груза на конкретное расстояние в километрах, в результате получиться показатель товарооборота на определенном отрезке времени.
Пример : транспортное средство перевезло груз весом в 7 тонн и прошло при этом расстояние в 140 км. В таком случае грузооборот будет равен:
7*140=980 т-км.
Применение расчета тонно-километров
У данного экономического показателя есть минимум четыре области применения:
- Исчисляется и оценивается объем грузоперевозок на определенном виде транспорта;
- Сравнение и оценка показателей различных транспортных средств, определяя их механическую силу;
- Оценка всего транспортного парка определенного предприятия, зачастую обладающего различными видами транспорта;
- Чтобы оцифровать максимальную пропускную способность транспортной линии в целом.
Это необходимо, чтобы определить максимально эффективный с точки зрения логистики способ доставки груза и минимальные объемы, способные принести прибыль с учетом всех затрат. Так как чем меньше груз, тем выше его себестоимость, а соответственно уменьшается конкурентоспособность предприятия или транспортного средства для данного типа перевозок.
Какие бывают тонно-километры
Тонно-километры можно разделить по нескольким категориям классификации. В первую очередь показатели т-км могут быть:
- Тарифные – для его вычисления необходимо умножить вес в тоннах транспортируемого груза на самое короткое расстояние, возможное между двумя точками – отправления и получения груза;
- Эксплуатационные – для расчета используются реальные показатели пройденного транспортом в километрах пути с заданным грузом в тоннах.
Использование тарифных ставок необходимо для того, чтобы рассчитать среднюю дальность грузоперевозки в пределах, определенных границами. Благодаря разделению средней дальности на участки для той или иной зоны, вычисления, связанные с расходами на транспортировку не составляют труда. Величина фактических расходов зависит непосредственно от грузооборота. Помимо удешевления транспортировки из-за большего количества груза, влияние также имеют факторы скорости доставки для грузов с маленьким сроком годности. Поэтому вид груза также может участвовать в ценообразовании тарифных ставок.
Также тонно-километры могут быть:
- Нетто;
- Брутто.
Для получения значения нетто-грузооборота необходимо перемножить значение массы транспортируемого груза вместе, включив в него вес тары с пройденным расстоянием в километрах.
Для получения значения брутто-грузооборота необходимо найти произведение пройденного расстояния с заданным грузом, учитывая не только на его вес, но и вес самого транспортного средства, будь то автомобиль, вагон, баржа и т.д. Соответственно, вес транспорта также должен измеряться в тоннах
Как рассчитать приведенный тонно-километр
В этот показатель входит сумма всех выполняемых конкретными видами транспорта перевозок и учитывается не только груз, но и пассажиры. Для этого необходимо просуммировать полученные данные тонно-километров и пассажиро-километров.
Эффективность
Для того чтобы охарактеризовать эффективность, с которой используется транспортное средство, осуществляющее доставку груза, необходимо произвести расчет коэффициента использования грузовместимости. Значение этого показателя демонстрирует, в какой степени используются грузовые помещения в различных транспортных средствах. Например, для получения коэффициента использования грузовместимости в грузовых вагонах необходимо найти частное разделив полезный объем на полный.
Дороги
Влияние на грузооборот оказывает и тип используемых для транспортировки дорог. На данный момент на территории РФ выделяют три класса дорог:
- С твердым покрытием и движением в одну сторону;
- С твердым покрытием и движением в обе стороны;
- Грунтовые.
От типа дорог, соответственно, зависит скорость передвижения транспорта.
Советы Эксперта - Бизнес-консультанта
Грузооборот – это работа транспорта по перевозке грузов для предприятия, отрасли, государства, исчисляется в тонно-километрах, иногда применяют показатель тоннаж. Для характеристики грузооборота у государства, какой- либо территории, конкретного направления, реки и т.д. применяют ту и другую единицу измерения.
Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашем бизнесе.
Краткое пошаговое Бизнес-руководство
Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат.Шаг -
1
Помните, что для характеристики грузооборота какой-либо станции, транспортного объекта, транспортного узла в качестве измерителя применяют только тоннаж.
Грузооборот показывает объем экономической связи между государствами, районами, предприятиями, хозяйственными образованиями, также он указывает на пропускные возможности у транспортных объектов.