Обзор фотокамеры Fujifilm X-E1. Тест системной камеры Fujifilm X-E1: полупрофессионал за работой Внешний вид и управление

23.01.2013

Обзор Fujifilm X-E1 – тест беззеркального цифрового фотоаппарата, технические характеристики, функции, отзывы и впечатления, тестовые снимки компактной системной камерой Fujifilm X E 1, сравнение, разница между X-E1 и X-Pro1.

Fujifilm X-E1 - беззеркальная камера со сменной оптикой (байонет X-mount). В ней используется фирменная матрица X-Trans CMOS 16 Мп без фильтра низких частот, с уникальным чередованием цветовых элементов. Электронный видоискатель высокого разрешения 2.36 миллионов точек, встроенная вспышка. Система автофокусировки с 49 зонами, диапазон чувствительности ISO 100-25600 в JPEG (или 200-6400 в RAW), монитор с диагональю 2.8" и разрешением 1230000 точек, видеосъемка Full HD со стереозвуком, разъем для подключения внешнего стереомикрофона.

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Матрица X-Trans CMOS 16 Мп; 4896x3624; APS-C (23.6х15.6 мм)
Объективы Системы X-Mount (коэффициент фокусного расстояния 1.5х). На тесте был объектив Fujinon XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS (27-83 экв.мм).
Носитель Карты памяти SD / SDHC / SDXC
ЖКИ Монитор с диагональю 2.8", 460000 точек
Электронный видоискатель 2360000 точек
Формат файлов RAW(RAF), JPEG, RAW+JPEG; видео – QuickTime MOV (H.264) 1920x1080 или 1280x720 при 24 кадр/с, со стереозвуком
Связь USB, мини-HDMI, разъем для микрофона 2.5 мм
Габариты

129x75x38 мм (данные производителя, корпус без объектива)
138x76x120 мм (наши измерения, габариты с объективом 18-55 с крышкой)
138x76x(113-140) мм (наши измерения, рабочие габариты с объективом 18-55)

Положение в линейке X-S1/ X100 – X-E1 X-Pro1

На выставке Photokina 2012 компания Fujifilm представила план по выпуску объективов XF. Напоминаем, что для получения эквивалентного фокусного расстояния нужно умножить указанные в наименовании модели миллиметры на 1.5.

Объективы Fujinon XF имеют небольшой рабочий отрезок, что позволяет применять переходники для установки объективов других систем. В частности, уже выпускается переходник FUJIFILM M MOUNT, позволяющий устанавливать объективы с байонетом М от камер Leica.

Отметим, что в камере Fujifilm X-E1 нет встроенного оптического стабилизатора изображения. При этом все выпускаемые сейчас фикс-объективы (да и те, что указаны в планах фирмы) также не стабилизированы. На практике это будет накладывать повышенные требования к крепости рук фотографа – хотя проявится, конечно, не во всех ситуациях и условиях съемки.

Виджет от FS

Сразу оговорюсь -- это не совсем обзор в каноническом его понимании. Я не буду в сотый раз пересказывать все то, что уже итак всем давно известно -- что где расположено и где какая кнопка находится. Вместо этого я расскажу о своих впечатлениях от использования камеры, которая, не смотря на то, что находилась у меня относительно недолго, тем не менее, использовалась довольно плотно и отработала со мной важное мероприятие -- утренник любимой доци (пока что так выходит, что утренники я каждый раз снимаю на разные камеры, предыдущие два были сняты на Canon 7D и Sony A33).

Камера вместе с объективом 35 мм f/1.4 была мне любезно предоставлена на тест представительством Fujifilm в Украине за что им большое спасибо. Постоянные читатели моего блога знают, что я человек прямой как та кишка в организме -- что вижу, о том и пою; поэтому дружба дружбой, а писать придется правду как она есть, без всяких прикрас. Очень надеюсь, что у Фуджи выше по иерархической лестнице сидят люди понимающие и из-за моего текста и из-за того, что "камеру на тест дали неправильному человеку", никто не пострадает. Люди просто добросовестно делают свою работу. Я -- свою.
Поехали!

Внешний вид и управление.


В плане внешнего вида я человек совершенно не привередливый. Мне совершенно наплевать как камера выглядит, главное, чтобы снимала хорошо.


Если смотреть на X-E1 как на современную беззеркалку, то это будет совсем не чемпион в плане компактности. Тем страннее кажется отказ от нормального хвата под правую руку -- при классической переноске камеры в одной руке с намотанным на нее нашейным ремнем, пользоваться камерой ужасно неудобно.
При хвате двумя руками особых проблем не наблюдается.

Что же касается управления... Мне очень импонирует идея Fuji по управлению камерой, когда пользователю дается два колеса прямого управления выдержкой и диафрагмой, на которых, помимо всего прочего, есть режим "авто". Это сильно удобнее классического PASM селектора. На бумаге. На практике, к сожалению, все оказалось довольно печально.

Во-первых, ход колеса диафрагмы на объективе, как по мне, слишком легкий, из-за чего он постоянно норовит уехать с установленного значения. Это "электронные" крутилки при выключенной камере ни на что не влияют, тут же на лицо проблема -- пока камера лежит в рюкзаке, или висит на шее или когда ты берешь ее в руки, есть совсем ненулевая вероятность случайно задеть колесо на объективе и поменять значение диафрагмы.

Во-вторых, с колесом выдержки ровно обратная проблема -- сильно тугое; поэтому поменять выдержку -- целое дело, одним пальцем даже и не справиться. Но главная проблема с этим колесом совсем другая, см. следующий пункт.

В-третьих, колесо выдержек содержит слишком мало значений. Из-за физически ограниченного пространства используется шаг в один стоп. Это очень много.
Товарищи из Фуджи вроде придумали как решить эту проблему -- значение выдержки можно уточнить с помощью клавиш "влево" и "вправо", дык в этом месте несчастного фотографа ждет самая большая засада. Выбранное уточненное значение выдержки "слетает" не только после выключения камеры, но даже после таких безобидных действий, как заход в режим просмотра снимков. Бесит сей нюанс просто неимоверно!

Пример из практики. На утреннике решил снимать с диафрагмой f1.8, выдержкой 1/100 (все-таки дети) и auto ISO. Поставил на колесе выдержек 1/125, скорректировал курсором значение до 1/100 и начал снимать. Много раз выключал камеру. Много раз заходил в просмотр снимков. Старался каждый раз не забывать возвращать значение выдержки обратно на 1/100, однако итог вполне закономерен: ровно на половине снимков стоит 1/100, на другой -- 1/125. Ну какой вредитель это придумал, а?

Автофокус

Теперь, Маша, о главном.


Все знают, что автофокус у беззеркалок Фуджи не очень хорош. Знал это и я. Страшные картины рисовались в моей голове, но реальность оказалась намного, намного брутальнее.

На всякий случай напишу, что фокусировку с заходом в макро я сразу отключил. И версия прошивки, и для тушки, и для объектива, была самая последняя, та самая, которая релизились с клятвенными обещаниями разработчиков сильно улучшить скорость автофокуса. Каким он был до этих обновлений мне даже страшно представить...

Итак, автофокус.

Вне зависимости от того, на какое расстояние объектив уже сфокусирован, полунажатие кнопки спуска затвора приводит к тому, что объектив начинает елозить снова. Длится это обычно от полусекунды до секунды. А бывает и сильно дольше. При этом сам объектив издает ужасные хрипы и скрежет, а изображение на экране начинает дико тормозить. Если вам сильно повезло, т.е. камера таки сфокусировалась, и при этом вы в ужасе не выронили камеру из рук, то можете додавить кнопку спуска и получить, наконец, кадр.
Сами понимаете, что крайне желательно быть ясновидцем хотя бы первого уровня и однозначно предвидеть, что будет происходить в будущем через одну секунду. В противном случае ваши кадры будут содержать все что угодно, но совсем не то, что вы действительно хотели запечатлеть, нажимая кнопку спуска.

На самом деле, это всего лишь половина проблемы.
Самое смешное, что есть далеко не нулевая вероятность, когда камера, поелозив для приличия секунду-другую, сообщит вам, что она не может сфокусироваться. Вот не может, и все!
В случае идеального освещения при стрельбе по относительно малоподвижным целям вероятность такого отказа процентов 10-15.
В случае съемки при искусственном свете фокусировка на лице дает отказ чуть ли не для каждой четвертой попытки! (При этом площадь зоны для автофокуса используется прямо таки лошадиная на фоне типичной площади фазового датчика у зеркалки).

Репортаж снимать на такую камеру невозможно совершенно. У вас будут проблемы даже если вы будете снимать черепашьи бега.
Скажу больше -- автофокус в этой камере не разочарует разве что тех, кто постоянно снимает со штатива. Звездное небо. С типичной выдержкой в пару часов.

И на всякий случай скажу, что эти строки пишет не человек, избалованный фазовым автофокусом, а товарищ, которые еще год назад очень много снимал на NEX-3. Так вот, беззеркалка Sony с китом фокусировалась сильно быстрее и надежнее X-E1.

Тем, кому интересно понять, почему у Фуджи все так плохо с автофокусом, советую прочитать вот эту запись Паши Урусова.

Про качество картинки.

Снимал я исключительно в jpeg. Не было времени и желания возиться с raw, особенно с учетом хитрой матрицы Фуджи с которой типа не сильно хорошо дружат неродные raw конверторы, в частности raw конверторы любимой фирмы Adobe.

Что могу сказать про jpeg? В jpeg эта камера снимает очень хорошо. Картинка цветастая, контрастная, резкая. На высоких ISO шумодав используется очень грамотно сбалансированный между собственно подавлением шумов и сохранением деталей.

Автоматический баланс белого далек от идеала, но это нормально. Лично я не верю в возможность создать идеально точно работающий AWB.

На части снимков скинтона радуют глаз. На части -- не очень.

Минимальное ISO в камере достаточно высокое -- 200. По сравнению с ISO 100 на моей A33 (оно, кстати, довольно шумное) картинка Фуджи мне не сильно нравится. На многих снимках виден известный акварельный эффект, которым якобы болеют исключительно неродные raw конверторы для x-trans сенсоров.


Высокие ISO дают довольно таки симпатичную картинку, не в последнюю очередь за счет грамотного алгоритма шумоподавления. Правда, каких-то особых чудес тут ждать не стоит, я бы сказал, что в плане шумов сенсор камеры работает на уровне типичного современного кропнутого сенсора (SLT камеры Sony прямого сравнения тут не выдерживают по вполне понятным причинам).
.

Отмечу одну странность в работе камеры. На мой взгляд, во многих сценах используются аномально высокие ISO. Сужу по утреннику, который проходит в одном и том же помещении при смешанном освещении, в котором сильно доминирует искусственный свет (окна там выходят не на улицу, а в предбанник, да и в это время года на улице света совсем не много). Так вот, на A33 для этого помещения я получил среднее ISO 400 при выдержке 1/60 и диафрагме f2.2.
На X-E1 я снимал с выдержками 1/100 и 1/125 для f1.8 и получил подавляющее большинство снимков в диапазоне ISO 1000-3200. Даже с учетом того, что один стоп я потерял на выдержке, и с учетом склонности Sony к недоэкспонированию, получилась какая-то слишком высокая чувствительность, сильно похожая на ту, которую я получил про съемке на Canon 7D с диафрагмой f2.8.
Какого-то рационального объяснения этому факту я найти не могу, только всякие конспиративные теории, типа повышения фактического ISO или нечестную цифру f1.4 на объективе.

Про сам объектив 35 мм f1.4 ничего плохого сказать не могу. Очень резок с открытой (как минимум в центре кадра). Хроматит умеренно. Виньетирования для такой светосилы почти нет. Рисунок, лично меня, радует.
Хорошее стекло. Жаль, что тушка плохая.

Итого

Перед тем, как выносить приговор камере, я вот что хочу сказать. Все время, пока я использовал камеру, меня не покидало ощущения, что это какой-то дурной сон. Ну нельзя выпускать такое вот на рынок, это просто какой-то прототип. Альфа версия. Ребята еще поработают полгода, и все станет хорошо. Причем пишу я все это не только из-за автофокуса, на самом деле в камере тысяча и одна раздражающая мелочь или косяк. Приведу лишь несколько примеров.

Совершенно по дурацки расположенная карта памяти -- вплотную к крышке отсека. Вставить или достать ее оттуда есть сущие мучение, а ведь известно, что очень многие люди, в том числе и я, предпочитают работать с кардридером, а не с камерой напрямую. Вот эти люди будут каждый раз, сбрасывая фотки на комп, поминать инженеров Fuji незлым, тихим словом.

Live exposure -- одно из главных достоинств режима Live View в сравнении с оптическим видоискателем. Отсутствие live exposure в камере X-E1 -- один из главных ее недостатков. К чему это приводит я убедился на собственной шкуре. Камера стояла в режиме M с выдержкой 1/60, f1.4 и auto ISO. Я вышел из помещения и начал снимать на улице не подозревая никакого подвоха. Глянуть на индикатор экспокоррекции мне даже не пришло в голову. Как результат -- целая серия снимков, которые можно выбросить в мусорную корзину.
Очень обидно. Очень неудобно.

Дальше. При просмотре вертикально ориентированных снимков камера всегда использует только около трети доступного пространства экрана. Даже при увеличении. Почему так? Не знаю. Чужая японская душа -- потемки.

Дальше. Обновление прошивки -- целый ритуал. Даже для того, чтобы узнать какая у тебя версия прошивки, необходимо лезть в инструкцию, ибо делается это через специальный "секретный" режим. С учетом криворукости программистов Fuji, которые несколько лет после выхода камеры исправляют в ней совершенно дурацкие косяки, я бы, на их месте, подумал бы о том, как сделать этот процесс сильно проще. Даю подсказку -- посмотрите, как это сделано у Sony.

С учетом того, что X-E1 это модель, в которой учли множество детских болезней X-Pro1, мне страшно подумать, что пережили люди, которые в прошлом году решили связать свою судьбу с первой беззеркалкой Fuji...

Итого . Честно говоря, даже не знаю, что сказать. Я в полной растерянности.
Есть камеры, которые вдохновляют на съемку. Fujifilm X-E1 -- камера, которая обязательно подведет. Не знаю, может это я один такой особенный, но когда я беру в руки камеру, я хочу просто фотографировать, а не бороться с ней.

Если бы просто не самый быстрый автофокус был единственным недостатком камеры, то можно было бы попытаться придумать какую-то целевую аудиторию для нее. С учетом же того прискорбного факта, что камера просто соткана из совершенно дурацких и неудобных моментов, я даже не знаю, кому ее можно было бы рекомендовать и не нажить при этом себе смертельного врага. Вот честно.

Ну а если все это еще и сопоставить с попытками Фуджи позиционировать свои продукты чуть ли не как премиум решения, решения для профессионалов, решения, способные заменить полный кадр... Это очень, очень смешная шутка маркетологов.
Ну а самая смешная шутка инженеров Fuji -- переключатель автофокуса, в котором есть следящий режим.

Японская фирма Fujifilm вышла на рынок беззеркальных фотоаппаратов весьма оригинально. В то время, как Sony, Panasonic и прочие ориентировались, скорее, на любителей, в Fujifilm сразу заявили, что их интересуют профессионалы - даже название первой «беззеркалки» от фуджи было X-Pro1. Модель получилась весьма удачной, хоть и не без изъянов. Наверное, будет справедливым сказать, что ставку производитель сделал даже не столько на саму «тушку», сколько на сменную оптику - сразу же, вместе с камерой, вышли три фикс-объектива: 18/2, 35/1.4 и 60/2.4 Macro. То есть, в стартовом комплекте был набор из трёх весьма качественных объективов, но не было ни одного зума! Профессионалы оценили, а любители развели руками - как же так? Это что же, получается, таскать все эти объективы с собой, да ещё и менять постоянно? Не говоря уже о том, что цена всех трёх объективов вместе с фотоаппаратом получалась почти космическая - около 100 тысяч рублей.

Тест системной камеры Fujifilm X-E1: полупрофессионал за работой

Но зум-объектив владельцам X-Pro1 всё-таки пообещали. И почти одновременно выпустили и обновлённую модель - XE-1, о которой и пойдёт речь в этом обзоре.

Технические характеристики

Давайте посмотрим, чем отличается от предшественницы, X-Pro1, а заодно сравним камеру с другой беззеркалкой, ориентированной (по заявлениям производителя) также на профессионалов.

Конкуренты Fujifilm X-E1





Название

Fujifilm X-Pro1

Тип матрицы
CMOS
CMOS
CMOS
Физический размер матрицы
23,6x15,6 мм
23,6x15,6 мм
23,6x15,6 мм
Кроп-фактор
1,5
1,5
1,5
Общее число пикселов
16,3 млн.
16,3 млн.
24,7 млн.
Число эффективных пикселов
16,3млн. 16,3млн. 24,3 млн.
Максимальное разрешение
4896х3264 пикс.
4896х3264 пикс.
6000х4000 пикс.
Чувствительность
100 - 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600
200 - 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600
100 - 1600 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800
Скорость съёмки
6 кадр./сек
6 кадр./сек
10 кадр./сек.
Байонет
Fujifilm X Mount
Fujifilm X Mount
Sony E
Видоискатель
электронный
гибридный
электронный
ЖК-экран
2,8’’, 460000 пикс.
3’’, 1230000 пикс.
3’’, 921600 пикс.
Выдержка
30 - 1/4000
30 - 1/4000
30 - 1/4000
Ручные режимы
есть
есть
есть
Карты памяти
SD, SDHC, SDXC
SD, SDHC, SDXC
SD, SDHC, SDXC, Memory Stick Pro Duo
Форматы изображения
JPEG, RAW
JPEG, RAW
JPEG, RAW
Ёмкость аккумулятора
350 фотографий
300 фотографий
430 фотографий
Формат записи видео

1920x1080 пикс., 24 кадр./сек.
1920x1080 пикс., 60 кадр./сек.
Габариты и вес (без объектива)
129х75х38 мм, 350 г
140х82х43 мм, 450 г
120x67x43 мм, 350 г
Цена (body)
40000 руб.
50000 руб.
40000 руб.
Цена (с kit-объективом 18-55)
50000 руб.
43000 руб.

сайт

Из таблицы становится ясно, что X-E1 - это не столько новая модель, сколько «работа над ошибками». Убрали сложную и дорогую конструкцию гибридного видоискателя - фотоаппарат стал компактнее, легче и дешевле. Как мне кажется, в таком случае могли бы отказаться от видоискателя совсем, но это лично моё мнение - просто я не вижу смысла в электронных видоискателях. Даже на солнце яркости ЖК-экрана в X-E1 достаточно, чтобы видеть, что снимаешь.

Также оптимизировали аккумулятор - он стал работать заметно дольше. Это важный момент, т.к. автономность - главное слабое звено беззеркалок по сравнению с зеркалками.

Матрица осталась та же - X-Trans CMOS с базовым цветным фильтром. Конечно, жаль, что здесь никаких изменений (особенно с учётом низкого качества видеосъёмки), но в целом-то матрица неплохая. Напомню, у этой матрицы отсутствует низкочастотный фильтр, который производитель фотоаппарат обычно ставят для предотвращения эффекта муара. Здесь же для борьбы против муара Fujifilm используют нерегулярное расположение цветных фильтров (субпикселей) на матрице (подробное описание механизма возникновения муара и как расположение субпикселей влияет на него достойно отдельной статьи).

Также стоит рассказать и о новом объективе, ведь, именно с ним Fujfilm X-E1 красуется на всех рекламных фотографиях. Речь идёт о зум-объективе 18-55/2.8-4 OIS. Из спецификации понятно, что объектив имеет переменное фокусное расстояние от 18 мм до 55 мм (от 27 мм до 83 мм в 35мм-эквиваленте), минимальное диафрагменное число от 2,8 в широкоугольном положении до 4 в положении теле (это гораздо лучше типичных 3,5-5,6 от большинства производителей, в том числе, Sony) и систему стабилизации. Стоит новый объектив до 30 тысяч рублей, так что, на сегодняшний день, это самый дорогой объектив для байонета Fujifilm X-Mount. Получается, что гораздо выгоднее покупать камеру X-E1 в комплекте с ним - в этом случае он обойдётся в 10000 рублей, что аж в 3 раза дешевле.


Кстати, в скором времени (в 2013-м году) Fujifilm планирует выпустить ещё два зум-объектива: телеобъектив 55-200/3.5-4.8 и сверхширокоугольник 10-24/4. За оба объектива можно порадоваться, особенно за 55-200 - очень уж приятно видеть такую светосилу у зум-телевика, особенно, если он не будет стоить как самолёт.

Внешний вид и управление

Корпус Fujifilm X-E1 во многом похож на X-Pro1, только габариты поменьше. Впрочем, у нас на тесте была сплошь чёрная камера, которая, как мне кажется, заметно скучнее, чем вот серебристая.

Управление камерой напоминает одновременно и старые плёночные фотоаппараты (вроде Leica или «Зенит» - кому что было по карману) и современные зеркальные. Также Fujifilm X-E1, если смотреть на заднюю поверхность, можно спутать с продвинутой «мыльницей» Fujifilm X10 - компания стремится к единству дизайна и это, пожалуй, даже хорошо. Модели различаются размерами, но сохраняют форму и общие принципы управления.


Впрочем, у непосвящённых может возникнуть вопрос: а где же здесь колесо режимов? Как, например, войти в режим приоритета диафрагмы (когда фотограф выставляет только размер диафрагмы и светочувствительность, а фотоаппарат автоматически подстраивает выдержку) или включить полный автомат?

В отличие от фикс-объективов, вышедших на рынок одновременно с X-Pro1, у зум-объектива 18-55мм колесо управления диафрагмой не имеет фиксированных положений - его можно бесконечно прокручивать. Посмотреть выбранное значение диафрагмы можно лишь на дисплее фотоаппарата, а для переключения в режим автоматического выбора диафрагмы предусмотрен ползунок сбоку объектива, расположенный над ползунком переключения стабилизатора.

Управление же выдержкой осуществляется при помощи колеса на верхнем торце корпуса камеры - там, среди прочих, есть и значение «А», то есть, автомат.

Соответственно, для того, чтобы войти в режим приоритета диафрагмы, нужно выбрать вручную диафрагму (ползунок на объективе в положение, отличное от «А») и выставить выдержку на «А». А для режима приоритета выдержки нужно сделать всё наоборот. Полностью автоматический режим, как нетрудно догадаться, включается при установке обоих параметров в «А».


Наверняка по фотографиям вы уже заметили, что выбор значений выдержки на колесе не так уж велик. Для длинных выдержек (при съёмке со штативом) можно пользоваться или синхронизатором или таймером. Также более гибко (с шагом 1/3 EV) выдержку можно устанавливать подкручивая колесо управления.

Также на корпусе, сверху, можно обнаружить колесо поправки экспозиции. Им можно пользоваться в полуавтоматических и автоматических режимах.

Спереди, на корпусе, можно заметить переключатель между положениями «M», «С» и «S». Эти буквы имеют отношение к режиму фокусировки. М - ручная фокусировка, C - автоматическая постоянная (работает, пока включён режим съёмки), S - автоматическая для одного кадра (автофокус срабатывает, когда кнопка спуска затвора нажата наполовину). На объективе есть кольцо фокусировки, так что, фокусироваться вручную здесь даже удобнее, чем на зеркальных камерах с оптическим видоискателем - ведь, на ЖК-экране можно увеличить видимое изображение. Кстати, стоит упомянуть, что со скоростью фокусировки у X-E1 беда. Такая же беда, как и на X-Pro1. А если точнее - автофокус работает долго и в темноте часто промахивается, потому, если вы не хотите настраивать фокус вручную, поставьте переключатель режимов фокусировки в положение «C» - это поможет хоть немного выиграть время, хотя аккумулятор будет разряжаться быстрее.

На задней поверхности камеры, где экран, можно обнаружить немалое количество кнопок - на все случаи жизни. Есть тут и управление встроенной вспышкой, и шифт-кнопки управления рамкой автофокуса (AF) и способом экспозамера (AE) - для изменения значения нужно покрутить колесо управления, расположенное справа-вверху. Также не обошлось и без ставших стандартными для многих камер курсорных кнопок и кнопки «меню».

Кнопка «View Mode» позволяет переключаться между экраном, электронным видоискателем (напомню, здесь, в отличие от X-Pro1 видоискатель не гибридный, а потому имеет только один режим работы) и автоматическим выбором - если присмотреться, можно заметить окошки датчика приближения справа от видоискателя. В режиме автоматического выбора отображения, камера сама определяет, где показывать картинку: на экране или в видоискателе. Стоит вам приблизить камеру к лицу - активируется видоискатель и выключается экран. Отдалить - экран включается.

Объектив 18-55мм



Как-то так исторически сложилось, что объектив с переменным фокусным расстоянием 18-55мм стал стандартом «кита» для многих фотоаппаратов. Качество этих объективов, впрочем, сильно варьируется от производителя к производителю, а кроме того, у некоторых компаний есть профессиональный вариант такого объектива, например 17-55/2.8 у Canon.

Fujifilm решили выбрать средний вариант между «затычкой для байонета», как иногда называют в народе дешёвые kit-объективы, и профессиональной оптикой. У входящего в комплект c Fujifilm X-E1 объектива переменная светосила, что отличает его от профессиональной оптики, но при этом она на 2/3 ступени выше, чем у типичных «китов». А это значит, что для тех же условий съёмки и значений ISO выдержку на таком объективе можно выбирать почти в два раза дольше.

Но дело, конечно, не только в светосиле. Другие важные характеристики оптики: резкость, отсутствие геометрических искажений, виньетирования, хроматических аббераций. По всем этим параметрам Fujifilm 18-55мм можно назвать хорошим объективом. Не профессиональным, конечно, но хорошим.

Примеры фотографий

Но перейдём, наконец, к самому главному - к фотографиям. Зима в Москве - не самое светлое время года, но для тестирования фотоаппарата это и хорошо. Я специально постарался сосредоточиться на съёмке при недостаточном освещении, т.к. при хорошем даже некоторые мобильные телефоны научились выдавать (при определённых условиях и «прямых руках» фотографа) неплохую картинку. Даже более того - на тестовые фотографии при ярком солнце иногда и смотреть скучно: без обработки они часто выглядят достаточно тускло и иногда даже не знаешь, чему тут радуется автор - вроде тестируется фотоаппарат за 30-40-50 тысяч, а картинка «обычная».

Что же нам говорят фотографии при плохой освещённости? Во-первых, они говорят нам о «шумности» матрицы. Особенно при высоких значениях ISO (светочувствительности). Известно, что чем выше светочувствительность - тем заметнее цифровой шум, который представляет собой пиксели, яркость и цвет которых отличаются от фона. Высокая светочувствительность нужна для сохранения малой выдержки при съёмке с плохим освещением.

Во-вторых, посмотрим, как влияет увеличение ISO на резкость фотографий. Ну и в-третьих, оценим цветопередачу и адекватность замера баланса белого.

Камера Fujifilm X-E1 умеет сохранять фотографии в два формата: RAW (12 бит) и JPEG. Так как камера позиционируется как «профессиональная», будем говорить о съёмке в RAW - тем более, что автоматические режимы в X-E1 далеко не сильная сторона. Все фотографии, представленные в обзоре, прошли базовую обработку в Lightroom из RAW в JPEG, оригинальные фотографии вы можете скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/cTwWoStt2R7UA

В помещении

На этих двух фотографиях хорошо виден диапазон фокусных расстояний зум-объектива. Первая снята на широком угле:

ISO 250; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

Вторая - в положении теле:


ISO 500; 55 мм; f/4; 1/30 c

Чтобы оценить резкость, возьмём фотографию плюшевых игрушек:

ISO 320; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

И вырежем из неё медведя по центру, чтобы показать изображение 1:1:

Кстати, если вы скачаете архив с RAW-файлами, то сможете проделать это сами с любой фотографией.

Как видно, у Fujifilm X-E1 очень высокая резкость. Фотографии можно сильно обрезать и они не потеряют в чёткости. Кстати, именно поэтому наличие зум-объектива не так уж обязательно - достаточно какого-нибудь одного «фикса». Другое дело, что на широкоугольный фикс-объектив не снимешь нормальный портрет, а на портретный объектив сложно снимать интерьеры и некоторые пейзажи - в кадр помещается намного меньше, чем хотелось бы. Так что, если пользоваться «фиксами», то нужно носить, как минимум, два. Тем более, от фуджифильмовского 60/2.4 толку мало - и для теле и для макро у него слишком маленькое фокусное расстояние.

Впрочем, в обычной жилой комнате освещение, как правило, хуже, чем в торговых центрах. Потому на следующих кадрах значение ISO выше:


ISO 1600; 55 мм; f/4; 1/30 c

ISO 1600; 55 мм; f/4; 1/30 c


Как видно, даже при ISO 1600-2500 уровень шумов остаётся приемлемым. Лично я с пренебрежением отношусь к встроенным вспышкам, а с камерой Fujifilm X-E1 получалось и в тусклом помещении делать резкие снимки, не боясь «задрать» ISO.

На улице

Типичный фотолюбитель чаще всего просто ходит с фотоаппаратом по улице и снимает то, что он видит. В этом режиме важнее всего быстрый автофокус и некий баланс между автоматикой фотоаппарата и навыками фотографа. То есть, камера должна оптимально дополнять фотографа. Не многие хотят тратить время на подстройку выдержки или ISO на улице, поэтому хорошо бы, чтобы камера сама подбирала наиболее подходящие значения.

И если с фокусом у X-E1 не всё гладко, с остальным - проблем нет. В настройках фотоаппарата можно выставить автоматическое определение ISO, причём, задать и верхнее значение (как и в прочих фотоаппаратах Fujifilm). Чаще всего я выставлял верхнюю границу 1600, иногда 3200. Вообще, X-E1 не боится «задрать» ISO и довольно часто выбирает значение, близкое к максимальному. Но поначалу этого боялся я - думал, что такие снимки придётся сразу в корзину отправлять. Однако в этом смысле камера превзошла ожидания.

ISO 3200; 18 мм; f/2,8; 1/20 c



Тот же вид, но с полным зумом:

ISO 1250; 55 мм; f/4; 1/30 c

А вот ещё один хороший пример для проверки резкости - и как раз при высоком значении ISO. Машины на улице были одеты в вязаные «одежды»:

ISO 2500; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

На кропе хорошо видно, что даже несмотря на высокое ISO, вязаная текстура хорошо различима:

ISO 1000; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

ISO 2500; 34,3 мм; f/3,6; 1/30 c


Портреты

Конечно, лучше всего для портретов подходят фикс-объективы с диафрагменным числом 1,4 или 1,8. Их любят за малую ГРИП (глубину резкости изображаемого пространства), позволяющую легко отделить главный объект (человека) от фона. Однако и объективом 18-55мм можно делать неплохие портретные снимки.

Как я уже сказал, формат файлов RAW, сохраняемых камерой Fujifilm X-E1, имеет разрядность 12 бит. У того же Nikon D7000 (который, к слову, стоит дешевле) разрядность 14 бит - то есть, динамический диапазон выше. Однако и X-E1 умеет делать мягкие тона кожи:

ISO 1250; 40,7 мм; f/4; 1/30 c

Есть возможность делать снимки и с малой ГРИП - нужно лишь расположить объект съёмки поближе к фотоаппарату. В результате, фон рисуется с так любимым фотографами эффектом боке:


ISO 2000; 48,4 мм; f/4; 1/30 c

Конечно, в условиях плохого освещения людей снимать сложнее. Они постоянно двигаются и даже если попросить их не двигаться, мало у кого это удаётся. Приходится максимально «задирать» ISO, хотя и это не спасает от малой выдержки и эффекта «шевеленки», как результата:


ISO 3200; 18 мм; f/2,8; 1/17 c

Тем не менее, по этому снимку видно, что даже при ISO 3200 камера X-E1 может выдавать сносную картинку и при должной обработке и из этого снимка может что-то годное получится. Вопрос только в том, где этот снимок потом надо использовать.

Макро

Макросъёмка и телефото - это, наверное, единственное, в чём «мыльницы» функционально лидируют. Никаких дорогих объективов, макроколец и прочих аксессуаров - только камера и стандартный несъёмный объектив. В «серьёзных» же фотоаппаратах далеко на каждый объектив, на котором написано «макро», может сфокусироваться на пыли, попавшей на переднюю линзу.

Так и здесь - в режиме макро снимать сетчатку глаз кузнечика не получится. Разве что, монетки крупным планом.


ISO 3200; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

Видео

Как и предшественница, X-Pro1, камера X-E1 снимает видео неважно. Во-первых, хоть тут и Full HD разрешение, всё же частота кадров 24 кадра в секунду для любительского видео маловата. А во-вторых, эффект смазывания движущихся объектов никуда не делся - если, например, ехать на машине или поезде и снимать проносящиеся в окне столбы - они получатся наклонными. Чем быстрее движется машина - тем больше наклон. Уже при скорости около 60 км/ч наклон достигает почти 45 градусов. Такая вот получается несостыковка: снимать видео можно, но движущиеся объекты - нежелательно.

Аккумулятор

Конечно, в чём беззеркалки, наверное, всегда будут отставать от зеркалок - во времени автономной работы. Сам производитель заявляет, что на полностью заряженный X-E1 можно сделать примерно 350 кадров и это число близко к истине. Хотя у меня камера делала и больше снимков. Но у меня вообще почему-то фотоаппараты дольше держат заряд, чем у других журналистов. Возможно, как раз потому, что я крайне редко пользуюсь вспышкой. В любом случае, на один съёмочный день камеры точно хватит. Может быть такое, что хватит и на второй, но лучше не рисковать - нет ничего хуже разрядившейся в самый интересный момент камеры.

Кстати, съёмка видео также сильно подкашивает аккумулятор. Если даже индикатор показывает две из трёх «палок», стоит включить видео - за пару минут получите красный мигающий пустой индикатор.


Итого

Слово «профессионал» применительно к фотографии в пресс-релизах нужно делить на два. Я не уверен, что именно солидные дядьки, зарабатывающие фотосъёмкой не только на хлеб, но и на Мальдивы, накупившие себе оптики на несколько миллионов, вдруг заинтересуются беззеркальной камерой Fujifilm X-E1. Да и для компактной «всегда с собой» камеры она не такая уж компактная, та же Fujifilm X100 предпочтительнее (а некоторым, в том числе, и автору обзора, и «мыльничной» Х10/Х20 хватает). С другой стороны, X-E1 может заинтересовать продвинутых любителей - этот фотоаппарат действительно предоставляет весьма хорошее качество при не самой высокой цене.

Наверняка в меня полетят помидоры, но я бы даже сказал, что беззеркалки от Fujifilm - лучшие по качеству матриц, оптики и, как следствие, готовых снимков. Именно среди беззеркалок. И в этом смысле X-E1 - очередное звено в эволюции, после X-Pro1. Жаль только, что камера так и не научилась снимать видео на приемлемом уровне (беззеркалки Sony и Panasonic здесь вне конкуренции) и скорость автофокуса по-прежнему оставляет желать лучшего. Кто знает, быть может следующая ступень эволюции беззеркалок Fujifilm избавится и от этих проблем?

Отделение для батареи и карты памяти можно найти снизу. Здесь же присутствует и крепление для штатива. Расположено оно слишком близко к крышке батарейного отсека, а значит, быстро сменить карту памяти, не снимая камеру со штатива, не удастся. Стоит добавить, что зарядка по USB невозможна - только с помощью зарядного устройства. Но надо отдать должное Fujifilm - адаптер очень компактный, не в пример какому-нибудь Nikon 1 V1.

Дисплей, видоискатель, интерфейс

Дисплей и видоискатель - самые существенные различия между X-Pro1 и X-E1. Обладай младшая модель гибридным видоискателем и дисплеем более высокого разрешения, ее выпуск вряд ли вообще имел смысл - вернее, в таком случае она стала бы обновлением X-Pro1 и стоила бы бы дороже. Ну, понятно ведь, к чему мы клоним?

На самом деле, ухудшения в сравнении с X-Pro 1 не такие уж существенные. Да, диагональ дисплея стала на 0.2 дюйма меньше, а разрешение упало до 460 000 точек. Картинка менее четкая - это очевидно, а вот разница в диагонали вообще никак не ощущается. Экран достаточно информативен и имеет широкие углы обзора и хорошую цветопередачу. Сенсора здесь нет, поэтому выбирать точку фокусировки придется с помощью навигационных клавиш.

Видоискатель - второй пункт даунгрейда. Он стал полностью электронным, выполненным по OLED-технологии. Его разрешение составляет 2 360 000 точек. Напомним: на сегодняшний день это самый высокий показатель разрешения встраиваемых видоискателей. Конкурировать по этому параметру с камерой могут лишь флагманы Sony серий NEX и SLT.

Режими отображения информации и на дисплее в общем схожи. При желании можно убрать всё лишее, оставив только картинку. Но в то же время можно вывести уровень горизонта, а также служебную информацию (выдержка, диафрагма, чувствительность, поправка экспозиции, уровень заряда аккумулятора и так далее).

Программируемая клавиша всего одна - Fn, расположенная на верхней панели корпуса. А элементы на задней панели лишены дополнительных функций (не в пример беззеркалкам Sony, Nikon, Panasonic или Olympus), так что удобное быстрое меню было вещью первой необходимости. Оно у Fujifilm X-E1 представлено матрицей иконок 4х4. Перемещаться по ним можно с помощью курсорных клавиш, а изменение параметров происходит скроллером на тыльной стороне корпуса.

В быстром меню можно задать чувствительность, включить расширение динамического диапазона, отрегулировать баланс белого, включить шумоподавление, установить соотношение сторон кадра (актуально только для JPEG), выбрать формат записи снимков, режим имитации пленки, тоновую коррекцию, отрегулировать насыщенность, резкость, а также настроить яркость дисплея, выбрать точку фокусировки, способ срабатывания вспышки и включить спуск затвора по таймеру.

В общем, с таким Q.MENU в основное меню можно и не заглядывать. Однако есть еще одна приятная возможность - задать до 7 наборов настроек для различных ситуаций. Все это в полной мере компенсирует отсуствие привычного селектора режимов P/A/S/M. Конечно, Fujifilmx X-E1 не единственная камера с быстрым меню, однако его реализация весьма неплохая.

Функциональные возможности

С технической точки зрения камера оснащена почти по последнему слову техники. Почему же «почти»? Дело в том, что с недавним анонсом Fujifilm X100S и Х20 компания представила второе поколение сенсора X-Trans CMOS с возможностью гибридной фокусировки. В X-E1 установлена 16-мегапиксельная матрица первого поколения, такая же, как и в X-Pro1 . Особенностью сенсора является особая структура цветового шаблона, заимствованная у классической пленки, в которой частицы серебра расположены хаотично. В итоге снимки лишены муара, а сам сенсор - low pass фильтра. Отсюда - более высокая детализация, меньший уровень шума и более широкий динамический диапазон.

Чувствительность по умолчанию настраивается в пределах ISO 200–6400, но диапазон может быть расширен до значений ISO 100–25600. Шум в самом деле очень умеренный, на значениях вплоть до 3200 его вообще нет. На тестовые снимки можно посмотреть в соответствующем разделе.

С системой автофокусировки есть один довольно деликатный момент. Случилось так, что по скорости и точности X-E1 оказалась быстрее старшей модели. Однако Fujifilm поработала над ошибками и выкатила прошивку для X-Pro1, которая улучшает автофокус, делает его быстрее и точнее. Система фокусировки в обеих камерах контрастная и осуществляется по 49 точкам. Стало ли кардинально лучше? Честно говоря, нет. При хорошем свете претензий к камере нет, но при освещении лампами накаливания небольшой мощности (и особенно при съемке с короткой дистанции) автофокус иногда промахивается.

Полезным приобретением стала встроенная вспышка. Конечно, ничего выдающегося она делать не умеет, но все же это лучше, чем ничего. Ведущее число составляет 7 метров при ISO 200.

Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-E1 с матрицей уникального типа

Система беззеркальных фотокамер со сменной оптикой Fujifilm X существует немногим более года. Нужно отметить интересный факт: компания пошла нестандартным путём, выпустив на рынок первой камеру - речь идёт о модели X-Pro 1, - которая по всем параметрам имела право позиционироваться как «старшая», если не топ-модель.

Более того, с самого начала было очевидно стремление производителя с одной стороны вступить в конкуренцию с самой Лейкой, а с другой - всё же выйти за пределы сравнительно узкого круга адептов камер класса хай-энд.

Появление второй модели, X-E1, ещё более расширяет аудиторию потенциальных пользователей системы. У новой камеры достаточно сильный потенциал для того, чтобы отвоевать своё место под рыночным солнцем у нынешнего «царя горы» - Sony NEX-7 . Кроме того, новинка, несомненно, привлечёт и ценителей ретро-стиля: Х-Е1 заметно дешевле цифровых Леек и ничуть не менее интересна, чем Olympus OM-D.

Основные особенности

  • 16-мегапиксельная КМОП-матрица типа X-Trans
  • Электронный видоискатель на органических светодиодах разрешением 2,36 млн. точек
  • Традиционное ретро-расположение органов управления с диском выдержек сверху и диафрагмированием кольцом на объективе
  • Новый высококачественный «китовый» зум 18-55 мм f/2,8-4,0
  • Рабочий диапазон светочувствительности 200-6400 ISO (расширяется до 100 и 25 600, но только при съёмке в JPEG)
  • Съёмка видео в формате Full HD, встроенный стереомикрофон и гнездо для подключения внешнего микрофона
  • Размеры 129 × 74,9 × 38,3 мм
  • Вес 300 г (только корпус)

Технические характеристики

Матрица Матрица КМОП X-Trans 23,6 × 15,6 мм (размер APS-C)
Количество эффективных пикселей 16 млн
Чувствительность ISO 200-6400 (расширяется до 100 и 25 600)
Формат снимков RAW, JPEG, RAW+JPEG
Разрешение снимков 4896 × 3264 (3:2), 4896 × 2760 (16:9), 3264 × 3264 (1:1)
3456 × 2304, 3456 × 1944, 2304 × 2304;
2496 × 1664, 2496 × 1408, 1664 × 1664;
Панорама: 7680 × 2160, 7680 × 1440; 5120 × 2160, 5120 × 1440
Формат видео H.264 (MOV), со стереозвуком
Разрешение видео 1920 × 1080 (24 кадра/с)
1280 × 720 (24 кадра/с)
Конструкция объектива Сменные объективы (байонет Fujifilm X)
Дисплей 7,1 см (2,8 дюйма), 460 000 точек
Видоискатель Электронный, на органических светодиодах, разрешение 2,36 млн. точек, настройка от –4,0 до +2,0 дптр.
Режимы фокусировки АФ с детекцией контраста;
Автофокусировка покадровая, непрерывная;
Ручная фокусировка
Зоны фокусировки 49 зон регулируемого размера
Экспозамер Матричный (256 зон), интегральный, точечный
Коррекция экспозиции От –2 EV до +2 EV шагом 1/3 EV
Выдержки 1/4000-1/4 с (только режим Р)
1/4000-30 с, длительная Т (1/2-30 с), свободная В (до 60 мин.)
Х-синхронизация 1/180 с
Серийная съёмка 3 кадра/с, 6 кадров/с
Баланс белого Автоматический выбор, дневной свет, тень, люминесцентное освещение (дневное, тёплое, холодное), лампы накаливания, подводная съёмка; пользовательский; выбор цветовой температуры
Автоспуск Задержка 2 с, 10 с
Ведущее число вспышки 7 (200 ISO)
Режимы работы вспышки Без вспышки, авто, принудительная заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по второй шторке; режим подавления эффекта красных глаз; режим беспроводного TTL-управления внешними вспышками
Микрофон Стерео; гнездо для подключения внешнего стеремикрофона
Громкоговоритель Моно
Карты памяти SD, SDHC, SDXC
Интерфейс USB 2.0, мини-HDMI
Источник питания Литиево-ионный аккумулятор NP-W126
Габариты (ШxВxГ) 129 × 74,9 × 38,3 мм (без объектива)
Вес 300 г (без карты памяти и батареи)

Матрица

Одной из главных особенностей камеры является используемая в ней матрица. Фактически, она - такая же, как и на старшей модели X-Pro1. Она имеет два главных момента, отличающих её от подавляющего, абсолютного большинства матриц, используемых в современных цифровых фотокамерах всех типов и систем.

Во-первых, перед матрицей не стоит противомуаровый фильтр, съедающий толику разрешения ради победы над артефактами, вытекающими из байеровской структуры расположения пикселей в обычных матрицах.

А во-вторых, сама структура пикселей вовсе не является байеровской! Пикселы получили не строгое решёткообразное упорядочивание 2×2; для описания нового расположения зелёных, красных и синих пикселей потребуется квадрат 6×6.

И это, пожалуй, ключевой момент.


Схема расположения пикселей в традиционной байеровской матрице (слева) и в матрице Fujifilm X-Trans.

В чём, собственно, прелесть? Вспомните: при всех недостатках фотоплёнки на плёночных кадрах не бывало муара: случайное расположение светочувствительных зёрен галогенида серебра и колебания этих зёрен в размере и форме были сродни стохастическому растру. Изобретённая конструкторами Fujifilm новая система гораздо более походит на плёночную «беспорядочность».

Логично вытекающая из этого проблема - одна, но при серьёзном подходе к фотографии существенная: конвертация RAW-файлов должна производиться по «нетрадиционному» алгоритму. Здесь выбор невелик: либо пользоваться фирменной программой, которая справляется с задачей вполне достойно, либо - последней версией Adobe Camera Raw, научившейся работать с фирменными RAW-файлами от Fujifilm.

Внешний вид

Внешне новая камера очень похожа на старшую модель - X-Pro1. Однако отсутствие оптического видоискателя позволило уменьшить объём корпуса: новинка стала заметно ниже. Естественным следствием стало отсутствие переключателя режимов визирования.

Дизайн - строгий, классический, лишённый декоративных и бесполезных изысков. Камера выпускается в двух дизайнерских вариантах: полностью чёрном и совсем классическом, со светлым «металлическим» верхом. Настолько классический, что в процессе тестовых испытаний в людных местах неоднократно приходилось уточнять: «Нет, это не плёночная камера, это новейшая цифра от Фуджи».

Корпус

Верхняя панель - металлическая, изготавливается из магниевого сплава. Кстати, из металла вытачиваются и верхние диски, управляющие выдержкой и экспокоррекцией. Передняя панель камеры - также магниевая, но под декором это не так заметно.

Отсутствие оптического тракта в видоискателе позволило не только «понизить» камеру, но и сделать её более плоской. Однако для обеспечения нужного рабочего отрезка байонет пришлось делать выступающим из корпуса. Правда не так уж и сильно: рабочий отрезок у системы Fujifilm X составляет всего 17,7 мм. Кажется невероятным, но факт: это даже меньше, чем у системы Sony NEX.

Эргономика

Камера по-настоящему удобна в работе, хотя и требует определённого привыкания. Или, точнее, «развыкания» - потому что основные приёмы управления ею больше походят на использование старых плёночных аппаратов, нежели на работу с современными цифровыми.

Держать «кирпичик» камеры в руках удобно, несмотря на простую форму: наплыв под пальцы правой руки, конечно, нельзя назвать полноценной рукояткой, но свою функцию он выполняет. Особенно в сочетании с наплывом сзади сверху справа, который служит упором для большого пальца.

Выдержки выбираются самым что ни на есть традиционным диском выдержек. Для автоматизации процесса его всего лишь нужно поставить в положение «А».

Диафрагма устанавливается - правильно, кольцом диафрагмирования. Но здесь уже есть обусловленные прогрессом тонкости. Во-первых, сначала переключателем на объективе нужно выбрать не автоматический, а ручной режим диафрагмирования. А дальше - вращать диск, но глядя на экран или в видоискатель, поскольку управление диафрагмой всё же не механическое, а электронное. (Речь идёт о том объективе, которым комплектовалась испытуемая камера - то есть о стандартном зуме XF 18-55 мм f/2,8-4,0R OIS LM; на других объективах встречается «классическое» кольцо диафрагмирования с обозначенными диафрагменными числами и позицией «А».)

Пальцы, надо сказать, вспомнили алгоритм очень быстро: крутишь кольцо вправо - «дырка» открывается, влево - закрывается. Предпочитая приоритет диафагмы всем остальным режимам, должен сказать: это удобно. Как встарь 

При этом если нужна программная автоматика - переключатель на объективе и диск выдержек просто ставится в положение «А», и вуаля.

Электронные настройки - их тут вполне понятное изобилие, ведь мы ведём речь о цифровой камере весьма высокого уровня - также не вызывают проблем. Кнопки крупные, нажатия чёткие, меню логичное. При нажатии на кнопку «Q» на дисплее открывается так называемое «быстрое меню», в котором сосредоточены все основные настройки (16 позиций), которые могут потребоваться для съёмки.

Единственный аспект управления, который можно назвать непростым - видеосъёмка, но об этом поговорим в соответствующей главке.

Главным недостатком, увы, присущим чуть не всем камерам серии «Х», включая и те, которые оснащаются жёстко встроенным объективом, является весьма, как это ни парадоксально, удобный диск выбора экспокоррекции.

Он не имеет фиксатора, ни вообще, ни хотя бы в нулевом положении. При этом он слега выдаётся за пределы корпуса назад - чтобы им можно было «играть» большим пальцем правой руки, - и вращается сравнительно легко, не требуя сверхусилий.

В результате при извлечении камеры из кофра, сумки, кармана непреднамеренно установить или изменить экспокоррекцию необыкновенно легко. Полступени ещё могут быть некритичными, но плюс-минус две способны непоправимо испортить кадр. И если сюжет неповторим - будет предосадно.

К сожалению, чтобы проверить экспокоррекцию, нужно либо оторвать камеру от глаза и посмотреть на неё сверху, либо сосредоточить взгляд на маленькой экспозиционной шкале в нижней части левой границы экрана (или видоискателя); ничего, что явно привлекло бы внимание к тому факту, что экспокоррекция самоустановилась, в поле зрения не предусмотрено.

Считаю это единственным недостатком в области эргономики, хотя и понимаю, что, коль скоро такое решение используется на всех «Иксах», у этого есть веская причина и даже, возможно, обоснование. Однако пока некоторые пользователи тупо заклеивают диск экспокоррекции липкой лентой, страхуясь от описанной неожиданной неприятности.

Кроме того отмечу, что в списке дополнительных аксессуаров к камере наличествует накладная рукоятка XG-XE1. К сожалению, «потрогать» камеру с ней не удалось, но испытываю уверенность, что с ней удерживать камеру в одной руке будет ещё удобнее. Правда, закреплённая на камере рукоятка блокирует доступ к батарее и карте памяти - так что общий баланс эргономичности, похоже, сохраняется 

Дисплей

Камера оснащается не сказать, что большим, но вполне адекватным цветных ЖК-дисплеем на тонкоплёночных транзисторах диагональю 2,8 дюйма. Его разрешение не является на сегодня особенно высоким - 460 тыс. точек, но в то же время и не производит впечатления слишком низкого. Если же встаёт вопрос об особо точной ручной фокусировке - всегда можно взглянуть в видоискатель, разрешение которого впятеро выше.

В режиме Live View на экране отражается все 100% кадра, причём во всех режимах кроме ручного камера старается яркостью картинки отразить выбранную экспозицию, наглядно дополняя визуальную информацию гистограммой (если она включена). Весьма полезна функция электронного уровня: она не имеет зрелищной визуализации, похожей на настоящий авиагоризонт, как на некоторых других камерах, но вполне практична и наглядна.

В ручном режиме - при любых сочетаниях выдержки, диафрагмы и светочувствительности вы видите изображение стандартной яркости. При полунажатии на спусковую кнопку объектив диафрагмируется, позволяя оценить глубину резкости, при этом картинка может стать тёмной.

Дисплеем удобно пользоваться при ручной фокусировке: изменяемое в пределах от 3 до 10 крат увеличение изображения позволяет сфокусироваться весьма точно. Можно пользоваться дисплеем и как чисто информационным экраном, используя для визирования исключительно видоискатель. Кстати, именно в таком варианте установленная экспокоррекция будет отображаться самым наглядным образом.

В режиме просмотра дисплей позволяет не только просматривать изображение, но и контролировать экспозицию и настройки камеры. Изображение можно увеличивать, но в сравнительно скромных пределах, до шести крат (если речь идёт о «большом» JPEG’е; RAW увеличивается всего в 2,5 раза), так что попиксельное изучение отснятого материала придётся отложить до заседания за компьютером.

Заслуживает внимания функция поиска нужного изображения. Поиск возможен по дате съёмки (что, пожалуй, наиболее практично), но также по лицам, рейтингу (каждому изображению можно присвоить от одной до пяти звёздочек) и пометкам «для загрузки» (на YouTube или Facebook).

Остаётся только надеяться, что на будущих фотокамерах серии «Х» дисплей станет откидным, что позволит намного удобнее снимать с нижних ракурсов, незаметнее заниматься уличной съёмкой, а при необходимости - увереннее фотографировать, держа камеру над головой.

Видоискатель

Упрощение видоискателя стало главной отличительной особенностью камеры, позволившей ей уменьшиться в размерах. Он, как уже сказано, электронный, на органических светодиодах, и при этом весьма высокого разрешения - 2,36 млн. точек.

Отношение к электронным видоискателям, как правило, резко поляризовано: одним они категорически не нравятся, другие от них в восторге. Истина же, как мне кажется, находится где-то посередине.

При более чем двухмегапиксельном разрешении нельзя сказать, что он хуже оптического: он другой, и к этому нужно привыкнуть. При этом все стоящие задачи, включая контроль резкости при ручной фокусировке, он выполняет отлично, чему способствует возможность коррекции по зрению в пределах от –4 до +2 диоптрий.

Наблюдаемая в видоискателе информация практически один в один соответствует информации на дисплее в режимах Live View и просмотра, поэтому останавливаться на ней отдельно смысла нет.

Автофокусировка

При достаточном освещении работа системы автофокусировки не вызывает никаких нареканий. 49 фокусировочных точек равномерно перекрывают большую часть кадра. Выбирая одну зону, вы можете регулировать её размер вращением заднего диска, добиваясь фактически фокусировки по точке.

Быстродействием камера не выделяется, но в то же время нельзя сказать, что она уступает другим современным беззеркалкам. А вот снижение эффективности автофокусировки при недостаточной освещённости вызывает неподдельное сожаление: она может буквально на какое-то время «выпасть в осадок». Досадно, ведь качество съёмки при низкой освещённости и на высоких значениях светочувствительности - одна из сильнейших сторон камеры Х-Е1.

В режиме макросъёмки автофокусировка также действует удовлетворительно, но здесь требуется заметить, что этот режим действует лишь с дискретными объективами; при использовании стандартного зума 18-55 мм, в комплекте с которым камера попала к нам на испытания, установка макрорежима никакого эффекта на минимальную дистанцию фокусировки не оказывает.

К ручной фокусировке претензий нет: нажатием на задний диск изображение в выбранной фокусировочной зоне увеличивается во весь экран, по которому вариации резкости отлично видны (и ещё лучше - в видоискателе). Фокусировочное кольцо стандартного зума не имеет прямой механической связи с подвижным элементом и вращается плавно и мягко. Перемещение от минимальной дистанции до бесконечности и обратно занимает определённое время, но кнопка запоминания фокусировки приходит на помощь: нажав её, вы запускаете на мгновение систему автофокусировки, которая быстро наводит объектив, куда вам надо, а дальше остаётся лишь подстроить наводку вручную.

Встроенная вспышка

Встроенная убирающаяся вспышка при всей её миниатюрности и сравнительной маломощности является очевидным плюсом.

Она исправно работает, причём экспозиционная автоматика весьма точно дозирует мощность импульса, учитывая общую освещённость сюжета. Ей вполне можно заполнить тени при съёмке портрета или подсветить находящийся на переднем плане объект.

Штатный объектив без бленды не перекрывает световой пучок от вспышки.

Важно отметить одну недокументированную, но весьма полезную «фичу»: фотографируя со вспышкой, вы можете пальцем левой руки отогнуть её так, чтобы она смотрела вперёд и вверх или даже вертикально вверх. При съёмке в небольших помещениях это обеспечивает вполне заметный эффект съёмки с отклонённой вспышкой, обеспечивая более равномерное освещение сюжета и устраняя известные артефакты пыхания вспышкой в лоб.

Горячий башмак позволяет устанавливать на камеру внешние согласованные вспышки повышенной мощности. Для творческих стробистских упражнений подходящие системные вспышки могут ставиться отдельно: встроенная вспышка умеет ими командовать.

Карты памяти

Камера принимает в себя карты памяти SD всех основных типов, включая SDHC и SDXC.

Однозначная рекомендация - использовать максимально быстродействующие карты. Разрешение у камеры достаточно большое, вес высококачественного JPEG’а в зависимости от сюжета может превышать 7 МБ (хотя обычно составляет 3-4 МБ), а RAW тянет 25 МБ. В общем, при «паспортной» скорости съёмки до 6 кадров/с чем быстрее будет опустошаться буфер - тем больше вы сможете снять.

Экспозамер

Измерение экспозиции производится точно, претензий нет. Предусмотрены три обычных режима - многозонный или, если угодно, матричный, центровзвешенный и точечный. Большинство отснятых фотографий было сделано с использованием многозонного замера, и редакция осталась полностью удовлетворена результатами.

Для гарантии получения нужных результатов можно воспользоваться уже упомянутой функцией экспокоррекции и экспозиционной вилкой. В последнем режиме вы получите три кадра с шагом экспозиции 1/3, 2/3 или одна ступень от определённой камерой нормы.

ISO

Как уже отмечено, стандартный диапазон светочувствительности у камеры Х-Е1 составляет от 200 до 6400 ISO. Эти рамки можно раздвинуть до 100 ISO в нижнюю сторону и до 25 600 - в высокую. Однако при выборе «запредельной» чувствительности нельзя снимать в RAW - что сдерживает оптимизм.

При этом ещё раз подчеркну: качество изображений, полученных на высоких значениях ISO - 3200 и даже 6400 - несомненно, одно из лучших, которое доводилось видеть. Использование этих значений отнюдь не является «фолом последней надежды»; изображения получаются вполне, что называется, рабочие - хотя в целом аксиома «чем ниже, тем лучше» не утратила своей истинности.

При съёмке можно воспользоваться опцией вилки по светочувствительности: при сохранении постоянной экспозиции (что иногда может иметь приоритетное значение) камера запишет три кадра с разными значениями ISO. Минус ровно один: при съёмке с вилкой по ISO записываются только JPEG’и. При выходе из режима вилки RAW «заработает» снова, если, конечно, он был у вас включён (в чём мы ни капельки не сомневаемся).

Режимы съёмки

Все основные режимы съёмки реализуются простейшим «аналоговым» образом. Диск выдержек в положении «А», переключатель режима диафрагмирования у кольца на объективе в таком же положении - наслаждайтесь программной автоматикой.

Нужно установить выдержку вручную - ничего нет проще, просто поставьте нужное значение на диске против индекса. Диафрагму - пожалуйста, переключите ползунок в «ручное» положение и вращайте кольцо диафрагмирования, контролируя изменение её значений в видоискателе или на дисплее.

При ручном диафрагмировании на дисплее появляется весьма наглядная шкала глубины резко изображаемого пространства, зависящая от дистанции фокусировки объектива.

Творческим натурам будет интересно поупражняться с режимами имитации фотоплёнки. И, коль скоро камеру сконструировали специалисты Fujifilm, типы плёнок обозначаются известными фирменными названиями: Provia (стандартная цветопередача), Velvia (чуть более яркая и насыщенная, «живая» цветопередача) и Astia (мягкая цветопередача). Также имеется два режима «цветной негатив» - обычный и более насыщенный, и целый ряд режимов монохромной съёмки, имитирующим использование чёрно-белой плёнки с разными светофильтрами. Монохромные снимки могут тонироваться в сепию.

Отлично работает режим автоматической склейки панорам. Вы проводите камеру (в горизонтальном или вертикальном положении) в выбранную сторону, и получаете отлично «сшитую» 120- или 180-градусную панораму. Максимальный размер панорамы (180 градусов, камера вертикально) - 7680×2160 пикселей, минимальный (120 градусов, горизонтально) - 5120×1440 пикселей. Размер результирующего JPEG’а составляет примерно от 7 до 16 мегапикселей. При экстремальном перепаде яркостей в кадре (обычно - при наличии солнца в кадре) при увеличении в небе может образоваться умеренная «полосатость», но в большинстве случаев такой проблемы не возникает. Выбирается панорамный режим там же, где и видео - под кнопкой «протяжки плёнки», то есть «Drive».

Имеются также два режима съёмки с расширенным динамическим диапазоном, которые действуют абсолютно аналогично камере X-Pro1. Фактически, для достижения HDR-эффекта графический процессор автоматически применяет до одной или двух ступеней коррекции к ярким светам и глухим теням. Правда, чтобы дать ему такую возможность, в «среднем» режиме DR200 светочувствительность не должна быть ниже 400 ISO, а в максимальном DR400 - ниже 800 ISO. Поскольку известные особенности сенсора и «разум» графического процессора обеспечивают отличное качество картинки даже на высших значениях ISO, разницу в шумности между 200 и 800 определить практически невозможно, так что пользоваться этим режимом можно спокойно.

Аккумулятор

Камера Х-Е1 питается от такого же литиево-ионного аккумулятора NP-W126 ёмкостью 1200 мАч, что и X-Pro1. Стандартное тестирование по правилам CIPA показало, что полностью заряженного аккумулятора хватает примерно на 350 снимков. Очевидно, разработчикам удалось повысить эффективность расходования электроэнергии - ведь X-Pro1 «сажает» батарею кадров на 50 быстрее.

При этом сколько-либо заметной разницы в расходе энергии при использовании Live View и видоискателя обнаружить не удалось. Для максимального продления ресурса можно выдать лишь стандартную рекомендацию - поменьше «гонять» камеру в режиме просмотра.

Съёмка видео

Фотокамеры Fujifilm X прежде всего фотокамеры. Да, современная мода заставляет внедрять в них возможность видеосъёмки, причём формата Full HD (1920×1080, 24 кадра/с) - noblesse oblige. Да, в камеру встроен стереомикрофон, и имеется разъём для подключения внешнего стереомикрофона.

Но вот отдельной кнопки прямого старта видеосъёмки - нет. Чтобы активировать видеорежим, нужно выбрать его списке режимов «протяжки плёнки», нажав на кнопку Drive. Скажем прямо: это неудобно. Да и, практика показывает, маловато 24 кадров в секунду для полноценного видео высокого разрешения: оптимизированные аппараты снимают Full HD с частотой 50/60р.

Возможности встроенной обработки

Будучи ориентированной на серьёзных фотографов, камера Х-Е1 позволяет сделать множество разнообразных настроек до съёмки: скорректировать тон светов и теней, цветопередачу, резкость, шумоподавление и т.п. Разнообразные опции баланса белого дополняются упомянутыми выше «плёночными» режимами.

Главная опция обработки кадров после съёмки - встроенный в камеру RAW-конвертер. Используя меню камеры, в режиме просмотра вы можете конвертировать отснятые RAW’ы в JPEG’и, манипулируя целыми рядом настроек. Вы можете управлять динамическим диапазоном, имитировать пуш-/пулл-обработку, имитировать разную фотоплёнку, регулировать баланс белого, резкость, тональность светов и теней, выбирать цветовой пространство…

На обработку одного кадра уходит несколько секунд, после чего вам будет предъявлено сконвертированное изображение, которое вы можете сохранить (или отменить сохранение). Кадр будет сохранён с полным разрешением и минимальным сжатием - эти параметры коррекции не поддаются.

Снятый в RAW, недоэкспонированный на ступень кадр…

… легко вытягивается встроенным в камеру конвертером; на всё про всё меньше минуты.

Практические наблюдения

Помимо низкой шумности на высоких ISO следует отметить очень высокое эффективное разрешение. Это может показаться парадоксальным, но новая структура пикселей в матрице, очевидно, действительно прогрессивна: 16-мегапиксельная картинка с Fujifilm X-E1 выглядит при полном увеличении более резкой, чем 16-мегапиксельные картинки, полученные посредством камер с матрицами обычной, байеровской структуры.

Очевидно, мы ещё не раз углубимся в тему эффективного разрешения, но пока можно ответственно заявить, что 16 мегапикселей КМОП-матрицы от Fujifilm практически сравнимы с 24 мегапикселами такой знатной беззеркалки, как Sony NEX-7.

Одновременно следует отметить, что снимаемые камерой файлы JPEG при высшем качестве действительно получаются, простите за невольную тавтологию, высококачественными. При правильной экспозиции и отсутствии в кадре экстремальных перепадов яркости разница между «аппаратным» JPEG’ом и грамотно конвертированным RAW’ом ничтожна. Поэтому, если задачи углублённой послесъёмочной обработки перед вами не стоит - можете положиться на JPEG; камера будет только шустрее.

«Нулевое» шумоподавление даёт отличные результаты до 3200 ISO включительно. Но и на 6400 ISO картинка шумит заметно меньше ожидаемого. Если возникнет необходимость, шум можно усилить, ослабив шумоподавление на одну или две ступени, либо усилить - также на одну или две ступени. Правда, усиление шумоподавления неизбежно приводит к «съеданию» мелких деталей. На практике желания повысить шумоподавление при использовании «штатных» значений светочувстивтельности не возникло ни разу.

Лишь при выходе за границу 6400 ISO, когда RAW отключается, изображение начинает «разваливаться». Но в меру; изображение, полученное посредством X-E1 на 25 600 ISO, как минимум не хуже изображения, которое даёт Sony NEX-7 на 12 800 ISO (а по передаче мелких деталей - пожалуй, что и лучше).

Забавный эффект обнаружился при скачивании отснятого материала в компьютер. Оказывается, камера по-разному нумерует кадры, снятые «отдельно» и в режиме серийной съёмки. Это помогает в режиме просмотра: когда очередь доходит до серии, на дисплее отображается первый кадр, а остальные прокручиваются мультиком в углу; чтобы просмотреть их во весь экран, нужно нажать на имитирующем джойпэд блоке кнопок стрелку вниз.

Ограниченная (по крайней мере, пока) линейка фирменных объективов компенсируется возможностью использования оптики сторонних производителей. Выпускается фирменный адаптер, позволяющий устанавливать на Fujifilm X-E1 объективы экстра-класса серии Leica M (и совместимые - включая Zeiss и Voigtländer), а также адаптеры третьих фирм, позволяющие ставить на беззеркалки объективы для зеркальных камер. Ожидаемые в этом году широкоугольный и длиннофокусный зумы сделают фирменную линейку заметно привлекательнее.

Выводы

Х-Е1 - стильная беззеркальная камера, отлично сочетающая могущество современной электроники и автоматики с классическим дизайном в стиле добрых старых дальномерных фотоаппаратов.

Кроме того, это камера высокого класса, оптимизированная для съёмки на высоких значениях светочувствительности. С учётом известных ограничений - в частности, отсутствие особо длиннофокусной оптики и умеренная «скорострельность» не позволяют рекомендовать данную камеру для спортивной съёмки, довольно скромны видеовозможности - она тем не менее является выдающимся современным фотоаппаратом, заслуживающим пристального внимания всех, кого интересует прежде всего качество фотографического результата.

Полный ассортимент фотокамер и оптики Fujifilm вы сможете найти в профессиональном фотомагазине www.photosale.ru

18 мм, 1/90 с, f/4, ISO 1600.

28,9 мм, 1/12 с, f/3,2, ISO 3200, встроенная вспышка.

30,2 мм, 1/46 с, f/5,6, ISO 3200, встроенная вспышка отклонена максимально вверх.

Последние материалы раздела:

Создание и печать визитных карточек в приложении Publisher
Создание и печать визитных карточек в приложении Publisher

Приветствую, уважаемые читатели блога. Сегодня будет подробный мануал по работе с двумя очень популярными программам, в которых я расскажу и покажу...

Физики нашли способ сделать любое тело невидимым
Физики нашли способ сделать любое тело невидимым

На чтение 5 мин. Опубликовано Октябрь 22, 2013 Возможность стать на время невидимым всегда прельщала людей. Им кажется, что получив эту...

Сколько кадров в секунду видит человек
Сколько кадров в секунду видит человек

Картинка на кинескопе телевизора не показывается на мгновение, как в кино, а рисуется сверху вниз электронным лучом в течение одного кадра - чуть...