Цифровые камеры и их технические характеристики. Как устроен и работает зеркальный фотоаппарат. Физический размер матрицы

Какие виды фотоаппаратов бывают? Сегодня мы поговорим с вами о самых популярных типах цифровых фотокамер. Возможно, кому-то это поможет определиться при покупке фотоаппарата. А для остальных, надеюсь, эта информация будет интересна и познавательна. Поехали!

Компактные фотокамеры типа «мыльница»
Что такое «мыльница»? У многих на слуху это слово, но не все в курсе, какой тип фотоаппаратов так называю. По сути «мыльница» — это самый простой и самый дешевый компактный цифровой фотоаппарат. Цены на данный вид фотоаппаратов стартуют с отметки в 2 тысячи рублей. У большинства цифровых «мыльниц» нет ручных режимов съемки, достаточно плохой несъемный объектив, имеющий переменное фокусное расстояние, но самое печальное то, что данный тип фотоаппаратов обладает самой маленькой матрицей среди всех. Из-за этого качество получаемых снимков самое плохое среди всех фотокамер.

Что такое «мыльница» в двух словах: маленькая матрица, плохой встроенный объектив с переменным фокусным расстоянием, отсутствие мануальных режимов в большинстве случаев. Но в то же время у компактов этого типа есть плюсы: самые маленькие размеры среди всех цифровых фотокамер, самая низкая цена.

Sony Cyber-shot DSC-W730 — типичный представитель класса «мыльница»

Компактные фотокамеры типа «ультразум»
Что такое «ультразум»? По сути, это та же «мыльница», но большего размера. Обычно «ультразумы» удобнее мыльницы с точки зрения эргономики. Основное же отличие – встроенный объектив с универсальным объективом большой кратности. Зум от 20 до 50 – это норма для «ультразумов». Как вы уже догадались, качество фотографий с этого типа фотоаппаратов ничуть не лучше, чем с обычной мыльницы. Просто сам фотоаппарат более универсальный.

Что такое «ультразум» в двух словах: это «мыльница» с большим объективом. Всё остальное не отличает этот вид фотоаппаратов от рассмотренных ранее компактов.

«Ультразум» Olympus SP-820UZ

Компактные фотокамеры продвинутого уровня
Не всегда компактная камера – это плохая камера. Тому есть ряд доказательств. Тут сразу вспоминается отличный компакт Fujifilm x100s. Тут и матрица, сопоставимая по размерам с кроп-зеркалками, и ручные режимы, и светосильный объектив. Отличительная особенность таких камер – обычно в них установлен объектив с фиксированным фокусным расстоянием. В случае с Fuji – это объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 35mm (т.е. реальными 24mm или около того). Сегодня лидером среди компактов является полнокадровая Sony RX. Первый компакт с такой огромной матрицей. Цена этого чуда – больше 100 тысяч рублей.

Что такое продвинутый компакт в двух словах: это небольшой фотоаппарат с хорошей матрицей и оптикой. Основные минусы – невозможность смены объективов и высокая цена. Некоторые компакты этого уровня превосходят по стоимости зеркальные фотокамеры любительского уровня.

Fujifilm X100S — отличный компактный фотоаппарат ценой почти в 50 тысяч рублей

Системные (беззеркальные) цифровые фотоаппараты (EVIL-камеры) или «беззеркалки»
Что такое «беззеркалка»? Это цифровая фотокамера со сменной оптикой, у которой нет зеркала и оптического видоискателя соответственно. Это основные отличия этих камер от зеркальных. Из-за иной технологии удалось достигнуть более компактных размеров камер, не смотря на то, что матрицы в EVIL-камерах соответствуют матрицам любительских «зеркалок». А совсем недавно вышла полноформатная Sony A7r с матрицей в 36Мп, которая по результатам тестов уважаемых изданий практически не уступает профессиональному Nikon D800, который в своё время удивил общественность своими характеристиками именно по части матрицы.

Что такое «беззеркалка» в двух словах: это небольшая фотокамера с отличными характеристиками матрицы, возможностью смены объективов. Минусы в сравнении с «зеркалками»: отсутствие оптического ВИ, небольшой парк оптики, худшая эргономика.

Sony Alpha A7R — лучшая на сегодня «беззеркалка»

Зеркальные цифровые фотоаппараты или «зеркалки»
Что такое «зеркалка»? Это фотоаппарат со сменной оптикой. В отличие от «беззеркалок» имеет оптический видоискатель, который отображает реальную («живую») картинку снимаемого объекта за счет конструкции фотокамеры на основе передачи светового потока от объектива камеры через зеркало прямо в видоискатель. Во время фотосъемки зеркало поднимается, и вместо видоискателя изображение попадает на матрицу, таким образом сохраняется снимок.

Что такое «зеркалка» в двух словах: во времена пленки – исключительно профессиональная техника, которая с приходом цифровых технологий пробилась в массы. Зеркальные камеры по совокупности свойств превосходят ранее озвученные типы фотоаппаратов: быстрая фокусировка, скоростная съемка, большой парк оптики у популярных производителей , отличная эргономика.

Canon 1Dx — лучшая «зеркалка» фирмы Canon

Цифровые фотоаппараты с полупрозрачным зеркалом
Эти фотокамеры иногда относят к «зеркалкам». Фотоаппараты с полупрозрачным зеркалом выпускает компания Sony. Визуально они не отличаются от зеркальных. Основное отличие – отсутствие подъемного зеркала. Вместо него используется полупрозрачное зеркало. Данные камеры не имеют оптического видоискателя – в аппаратах Sony он электронный. Это один из менусов камеры с точки зрения многих фотографов. Второй минус – часть света задерживается полупрозрачным зеркалом.

Что такое фотоаппарат с полупрозрачным зеркалом в двух словах: это камеры компании Sony, которые по сути своей похожи на «зеркалки», но отличаются технологией передачи светового потока от объектива к матрице и видоискателю.

Sony Alpha SLT-A99 — полнокадровая фотокамера с полупрозрачным зеркалом

Дальномерные цифровые фотоаппараты или «дальномерки»
Что такое «дальномерки»? Достаточно популярный в пленочную эпоху класс фотоаппаратов, а ныне представленный элитными Leica M9 и Leica M. Эти камеры имеют полноформатный сенсор. Они компактнее зеркальных фотоаппаратов. Цены на сами «дальномерки» и оптику заоблачные. Камера стоит порядка 300 тысяч рублей, объективы от 100 тысяч рублей. Leica – это как Bentley, только фотоаппарат.

Что такое «дальномерка» в двух словах: сегодня это очень дорогая имиджевая вещь. Эти камеры покупают единицы. И многие фотографы печально вздыхают, слыша «Leica M»…

Leica M — самая дорогая современная «дальномерка», мечта многих фотографов

Среднеформатные цифровые фотоаппараты
Среднеформатная камера – последнее, о чем сегодня поговорим. Это самые дорогие на сегодня цифровые фотоаппараты. Они превосходят все остальные с точки зрения итоговой картинки благодаря среднеформатной матрице, которая физически больше полноформатной. Это камеры исключительно для профи, стоят они бешенных денег, объективы к ним также очень качественные и дорогие. Для примера: Leica S2P и Hasselblad H5D-60 стоят больше миллиона рублей за версию без объектива. Одна из самых дешевых среднеформатных камер — Pentax 645D – стоит порядка 300 тысяч рублей.

Что такое среднеформатная камера в двух словах: это очень дорогая камера для профессионалов, которая по качеству получаемых фотографий превосходит все прочие виды фотоаппаратов.

Hasselblad H5D-60 — современная цифровая среднеформатная камера. Профессиональнее некуда

Итог
Мы рассмотрели самые популярные классы (типы, виды – называйте, как хотите) современных цифровых фотоаппаратов. Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться во всем многообразии фотоаппаратов, существующих сегодня на рынке. Всем удачного выбора и хороших кадров!

Статьи

Сегодня фотоаппараты представлены на рынке в широком ассортименте. Но тем не менее в большинстве своем люди не в курсе, по каким критериям нужно выбирать подобную технику. Многие вскользь слышали термины «матрица», «мегапиксели», а вот о чем они говорят – непонятно.

Продавцы умело пользуются неопытностью покупателей в вопросах выбора и навязывают фотоаппараты по баснословно высоким ценам со множеством ненужных функций простым любителям фотосъемки. Как не попасться на уловки работников торговли? Как выбрать фотоаппарат хорошего качества?

Прежде всего, следует исходить из своих финансовых возможностей и уровня, на котором вы владеете фотографированием. Соответственно, чем выше цена той или иной модели, тем большим функциональным потенциалом она обладает. Но для начинающих лучше купить более простой прибор.

Ведь не факт, что увлечение фотографией не перегорит через месяц-другой. Поэтому самым главным вопросом перед покупкой должен стать следующий: зачем вам нужен фотоаппарат? Для каких целей? Только после получения объективных ответов можно переходит к поиску ответа на главный вопрос, как выбрать фотоаппарат.

Фотоаппарат для любителя удовлетворит его потребности простыми и, на первый взгляд, качественными снимками. Главное, чтобы они получились чёткими. Профессиональный фотограф предпочтет модель с последними «наворотами», позволяющими улучшить, систематизировать качество изображения.

Большая часть фотоаппаратов, выпускаемых сегодня, являются цифровыми. Их можно разделить на две группы.

  1. Автоматические с минимальным количеством разнообразных настроек.
  2. Зеркальные, применение которых требует владения всеми тонкостями процесса.

При отсутствии навыков фотографического мастерства стоит отдать предпочтение максимально автоматизированной камере. Фотоаппарат с меняющейся оптикой осилит профессионал.

Но какой прибор лучше выбрать? Компактный цифровой фотоаппарат или зеркальный? Полупрофессиональный или для настоящих профи? Краткий обзор характеристик фотоаппаратов поможет сделать правильный выбор.

Основное отличие зеркальных фотоаппаратов от других приборов заключается в возможности использования съемных объективов. Таким образом, камера включает две части – остов (или «тушка») и мобильная оптика. Подобное устройство дает очень высокое качество изображения, даже если условия видимости оставляют желать лучшего.

Но как правильно выбрать зеркальный фотоаппарат? Нужно рассматривать несколько важных критериев.

  • Важно ориентироваться на год выпуска модели. Последние камеры более совершенные, но они устаревают через пару месяцев после своего первого появления на рынке. Это не относится к раритетам, которые не имеют возрастных границ. Лучше отдавать предпочтение новинкам цифровой техники. С ними будет проще в плане ремонта и покупки аксессуаров.
  • Мегапиксели, а именно – их количество. Хотя профессионалы называют данный показатель незначительным, однако при большеформатной печати этот критерий играет первостепенную роль.
  • Вес и размер не принципиальны для начинающего фотографа или для редких съемок. Однако если человек привык не выпускать прибор из рук в течение всего дня, лучше выбрать более компактный фотоаппарат.
  • Наличие видеозаписи. Некоторые покупают зеркалку для съемки видео. Но не во всех приборах в комплекте идет микрофон. Поэтому при покупке фотоаппарата нужно поинтересоваться у продавца о наличии записывающего устройства.
  • Зум. При наличии у вас обычного компактного ультразума работа с зеркальной камерой может вызвать определенные трудности, поскольку стандартный зум в ней является трехкратным.
  • Какой кадр: полный или кропнутый. У первых цена в несколько раз выше. Поэтому при наличии лишних денег выбор следует сделать в их пользу. Если финансов нет, то второй вариант также сгодится.
  • Не менее важным критерием выбора зеркального фотоаппарата должна стать фирма, его выпустившая. Самыми рейтинговыми компаниями являются Nikon, Canon и Sony. Именно их моделям стоит отдавать предпочтение. Но если бюджет ограничен, можно обратить внимание на других менее известных производителей. Неплохо себя зарекомендовали Pentax, Olympus и Samsung. Основным лидером считается Canon.

Подобрав модель в соответствии с вышеперечисленными критериями, не лишним будет опробовать ее в работе. Можно сделать несколько снимков в самом магазине до покупки. Иногда качество супернавороченной зеркалки хуже, чем у прибора, представляющего собой стандартную недорогую «мыльницу».

После получения ответа на вопрос, как выбрать зеркальный фотоаппарат, следующим этапом станет покупка объектива для него.

Начинающему фотографу труднее всего определиться с вопросом, как выбрать объектив для фотоаппарата. Ясно, что современного объектива, который будет отвечать всем параметрам, еще не изобрели. Однако имеется наиболее сбалансированная модель под названием Kit.

Получился неплохой прибор, отвечающий следующим параметрам:

  • хороший объектив;
  • дешевый;
  • универсальный.

В последующем можно приобрести более усовершенствованные объективы для фотокамер. Но для новичка Kit будет в самый раз.

Помимо объектива, в зеркальном фотоаппарате немаловажная роль отводится вспышке. Как выбрать вспышку для съемки? Какой отдать предпочтение? Здесь нужно действовать последовательно, проводя отбор по нескольким критериям.

  • Мощность, измеряемая расстоянием, в пределах которого можно получить снимок высокого качества.
  • Автоматический зум. Он даст возможность изменять расстояние до объекта, сохраняя при этом свет и фокус.
  • Вспышка с максимальной скоростью перезарядки батареи подойдет тем, кто занимается репортажной съемкой.
  • Для получения разных световых эффектов выберите вспышку с поворотной головкой.
  • Если бюджет ограничен, то лучше купить полупрофессиональную вспышку, чем некачественный дешевый аналог.

Современные фотоаппараты практически все являются цифровыми. Они отличаются набором функций и качеством деталей. Такое многообразие иногда ставит покупателя в тупик, особенно если он не совсем профи в данной отрасли. Как выбрать цифровой фотоаппарат, чтобы он был еще профессиональным?

Считается, что самым лучшим брендом на рынке, выпускающим фотоаппараты для профессионалов является Canon. Фотоаппарат Canon — неважно, профессиональный или полупрофессиональный, — будет снабжен аксессуарами того же бренда.

Подобные приборы являются достаточно дорогими, поэтому при покупке стоит отдавать предпочтение технике высокого качества с хорошей оптикой и объективами.

Как выбрать карту памяти для фотоаппарата?

До того, как купить карту памяти, нужно ознакомиться с техническими характеристиками фотоаппарата и узнать, какой тип памяти ему подойдет. Также информацию можно найти в интернете. Помимо сведений о памяти, нужно уточнить информацию о размере флеш-карты, которую «потянет» ваш инструмент.

Если вопрос о том, какой фирме-производителю флешек отдать предпочтение, для вас неактуален, то лучше не связываться с компаниями, о которых ничего не слышно. Лидеры в производстве карт памяти – Transcend, SanDisk, Kingston.

Если вам предлагают при покупке фотоаппарата карту памяти бесплатно, то знайте, что это маркетинговый ход продавца. Хорошо, если карта просто окажется бракованной и не нанесет вреда прибору. Помните, что качественная карта памяти не может стоить дешево.

Если вам нужно большое количество памяти, то не закладывайте ее в одну флешку. Купите две карты с равным объемом. Вы подстрахуете сами себя, если вдруг один носитель перестанет работать.

До оплаты денег в кассу магазина проверьте карту на предмет исправности. Если все работает, то смело можно совершать покупку.

Как выбрать штатив для фотоаппарата?

Большая часть обладателей фотоаппаратов мечтают прикупить в комплект к нему штатив, функция которого заключается в удерживании камеры в неподвижном положении. Но как выбрать компактный и в то же время надежный штатив? Для этого нужно знать основные характеристики устройства.

  • Рабочая высота – определяется как промежуток от поверхности площадки, с которой соприкасается штатив, до камеры. Высота бывает минимальной и максимальной. Лучше, если максимальная высота будет больше, чем рост фотографа.
  • Размер штатива и его вес . Данные показатели должны быть такими, чтобы при съемке вес камеры не повлиял на опору и не сломал ее. Тем не менее следует отдавать предпочтение компактным моделям штативов, поскольку их удобнее переносить в руках.
  • Аксессуары . Многие штативы выпускают с полным набором комплектующих. Но профессионалы предпочитают покупать различные элементы по отдельности. Это более дорогой вариант приобретения, но и более качественный.
  • Чехол – пригодится в дальней дороге или в путешествии. Он обеспечит защиту штатива от непогоды.

ТОП-5 лучших зеркальных фотоаппаратов

Число любителей качественных фотоснимков и цифровых аппаратов непрерывно растёт. Однако не всегда можно легко выбрать оптимальную модель, особенно если человек в этом плохо разбирается. Предлагаем краткий обзор 5 лучших зеркальных камер на любой вкус и кошелёк.

Лучшая модель для начинающего фотографа, который имеет ограниченный бюджет, но желает за достаточно небольшие деньги приобрести компактный зеркальный фотоаппарат с максимальным количеством функций.


Плюсы:

  • невысокая цена самого устройства;
  • невысокая стоимость объективов для аппарата;
  • видеосъёмка с разрешением Full HD;
  • компактность;
  • великолепная вспышка;
  • продолжительная автономная работа (до 700 фотографий);
  • матрица 24,7 МП (APS-C).

Минусы:

  • ЖК-экран встроен в корпус;
  • возможно сильное цифровое зашумление;
  • слишком мало режимов съёмки.

Средняя стоимость – 33600 рублей.

Эта модель для опытных фотолюбителей, которые предъявляют довольно высокие требования к камере. Отзывы о фотоаппарате в целом положительные, покупателей лишь смущает высокая стоимость устройства. Но обо всём подробнее.


Плюсы:

  • высокое качество изображения;
  • хорошая вспышка;
  • неплохая скорострельность (6 кадров в секунду);
  • чёткий ЖК-экран;
  • качественная сборка;
  • удобный видоискатель;
  • точная автофокусировка;
  • длительная автономная работа.

Минусы:

  • нет беспроводных модулей;
  • завышенная цена;
  • встроенный ЖК-экран.

Средняя стоимость – 56000 рублей.

Очень хорошая, но и достаточная дорогая модель, выпущенная японской компанией. Подойдёт для продвинутых пользователей, желающих получать профессиональные фотографии, не затрачивая при этом дополнительных усилий.


Плюсы:

  • качественные и чёткие снимки;
  • 3 пользовательских режима;
  • хорошая скорострельность (12 снимков в секунду);
  • хороший стабилизатор изображения;
  • электронный видоискатель;
  • имеется wi-fi;
  • следящий фокус;
  • возможность выбирать режим фокусировки;
  • вращающийся ЖК-экран.

Минусы:

  • дороговизна;
  • недолгая автономная работа;
  • медленно работает функция устранения красноты глаз.

Средняя стоимость – 68300 рублей.

Идеальная резкость и чёткость получаемых изображений – вот, пожалуй, основной отзыв об этой великолепной камере. Однако достоинства устройства этим не ограничиваются. Есть в этом «празднике жизни» и ложка дёгтя – высокая цена на сам аппарат и объективы к нему.


Плюсы:

  • потрясающая резкость;
  • высокое разрешение фотографий;
  • гибридная автофокусировка;
  • 37 мегапикселей под корпусом;
  • имеется второй дисплей;
  • защищённый от погоды корпус;
  • длительная автономная работа (до 1200 снимков);
  • отлично работающая вспышка.

Минусы:

  • недостаточная скорострельность (всего 5 фото в секунду);
  • вмонтированный в корпус ЖК-экран;
  • высокая стоимость устройства и объективов к нему.

Средняя стоимость – 200000 рублей.

Одна из лучших профессиональных фотокамер в настоящее время. Обладает превосходными характеристиками, однако в то же время отличается высокой стоимостью и высоким же весом. Судя по отзывам, покупатели готовы закрыть глаза на такие недостатки.


Плюсы:

  • отсутствие цифрового зашумления;
  • очень хорошая и точная работа автофокусирования;
  • наличие второго экрана;
  • высокая скорострельность (14 кадров в секунду);
  • продолжительная автономная работа (на 1200 снимков);
  • металлический прочный корпус;
  • великолепное качество видео;
  • встроенный GPS-приёмник.

Минусы:

  • низкое разрешение матрицы;
  • дороговизна;
  • тяжёлая модель;
  • нет wi-fi.

Средняя стоимость – 378000 рублей.

Критериев, по которым нужно выбирать фотоаппараты, довольно много. Несведущий в этой области человек может запутаться. Именно поэтому новичку лучше приобрести недорогую модель на первое время. Со временем опыт и знания в области фотографирования станут шире, и тогда вопрос, как выбрать фотоаппарат, перестанет вызывать затруднения.

Современные фотографические аппараты являются сложными оптическими устройствами. Несмотря на разнообразие конструкций, в каждом фотоаппарате можно выделить ряд общих узлов и механизмов. Это прежде всего светонепроницаемая камера, в передней части которой укрепляется объектив. На противоположной стороне камеры в кассетах устанавливается светочувствительный материал. Количество света, проходящего через объектив на светочувствительный материал, регулируется с помощью затворов. Точное определение границ кадра фотографируемого объекта осуществляется видоискателем. Для получения резкого изображения на светочувствительном фотоматериале в фотоаппарате имеются устройства и механизмы контроля за наводкой на резкость объектива. Большая часть фотоаппаратов снабжена фотоэкспонометрическими устройствами, необходимыми для определения и установки правильной экспозиции во время съемки. Кроме того, фотоаппараты имеют механизм импорта фотографий. Рассмотрим основные характеристика фотоаппаратов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ УЗЛОВ ФОТОАППАРАТА

Камера

Светонепроницаемая камера, являющаяся корпусом фотоаппарата, одновременно защищает фотоматериал от действия постороннего света. В корпусе аппарата монтируются все узлы и механизмы. Камеру изготовляют из металла, пластмассы или дерева. В фотоаппаратах среднего и высокого классов камера металлическая, в простейших — пластмассовая. Деревянные камеры громоздки, а поэтому применяются только для фотоаппаратов павильонного типа.

Фотографический объектив

С помощью объектива на светочувствительном материале образуется оптическое изображение фотографируемых предметов. Качество этого изображения зависит от свойств объектива.

Объектив состоит из оптической системы линз, заключенных в оправу. Между линзами помещается диафрагма. Число линз в современных объективах — до 10 и более. Некоторые линзы склеивают бесцветным клеем. Оправа объектива обеспечивает точное взаимное расположение линз в соответствии с расчетом. Кроме того, она эащищает линзы от механических и атмосферных воздействий. Оправы большинства современных объективов окрашивают в черный цвет.

Крепление объективов к корпусу камеры осуществляется с помощью винтовой нарезки или байонетного (штыкового) соединения на оправе. Наиболее распространен резьбовой способ крепления, при котором объектив ввинчивается в камеру. При штыковом способе объектив вставляется в камеру и закрепляется небольшим поворотом по часовой стрелке. На переднюю часть оправы можно надевать или навинчивать съемочные светофильтры и солнцезащитные бленды. На оправе объектива указывают его название, светосилу и фокусное расстояние, а также шкалы — дистанционную, относительных отверстии и глубины резкоизображаемого пространства. В некоторых случаях на оправе объектива размещают шкалу выдержек.

Диафрагма — это устройство, с помощью которого изменяют действующее, т. е. пропускающее свет, отверстие объектива. Она состоит из нескольких тонких подвижных металлических пластинок, дугообразной формы, расположенных по кругу и частично перекрывающих одна другую. Такая конструкция диафрагмы носит название ирисовой. При повороте ведущего (установочного) кольца или рычажка лепестки, поворачиваясь к центру, плавно уменьшают отверстие объектива. Этот процесс называется диафрагмированием.

В зависимости от способа установки необходимого отверстия объектива различают следующие типы диафрагм: простые, упорные, нажимные и прыгающие.

В простой диафрагме установка осуществляется поворотом наружного кольца диафрагмы до совмещения с индексом выбранного значения на ее шкале.

В упорной диафрагме поворотом упора на шкале предварительно устанавливают необходимое значение. В момент съемки поворачивают кольцо диафрагмы до упора, при этом устанавливается выбранное значение.

В нажимной диафрагме предварительно с помощью подвижного упора на шкале устанавливают необходимое значение. При нажатии на спусковую кнопку диафрагма автоматически устанавливаемая на выбранное значение, после фотосъемки она полностью открывается.

Прыгающая диафрагма по принципу действия аналогична нажимной. Однако после съемки она открывается не автоматически, а вручную — поворотом кольца.

Усложненные оправы диафрагм применяют в объективах зеркальных фотоаппаратов, в которых наблюдение за объектом ведется через объектив. Такие диафрагмы позволяют более оперативно диафрагмировать объектив, не прерывая наблюдения за объектом.

Технические характеристики фотографического объектива . Основными характеристиками объектива являются: фокусное расстояние, светосила, относительное отверстие, глубина резкости, угол изображения, разрешающая сила и рабочий отрезок.

Фокусное расстояние объектива — это расстояние по оптической оси от главной задней точки объектива до фокуса. Фокусное расстояние для данного объектива — величина постоянная, измеряемая в сантиметрах. Отечественные фотообъективы изготовляют с фокусным расстоянием от 2 до 100 см. На оправе объектива его обозначают буквой Ф. От величины фокусного расстояния зависит масштаб изображения, т. е. степень уменьшения или увеличения изображения по сравнению с размерами F фотографируемого объекта. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем крупнее изображение на светочувствительном материале. Для изменения величины фокусного расстояния объектива применяют насадочные линзы. При применении положительной (собирающей) линзы фокусное расстояние уменьшается, а отрицательной (рассеивающей) — увеличивается. При использовании насадочных линз качество изображения ухудшается. Фокусное расстояние системы «объектив+ насадочная линза» вычисляется по формуле

Ф с= 100 * Ф 0 /(100+ Д л *Ф 0)

где Ф с — фокусное расстояние системы;

Ф 0 — фокусное расстояние объектива;

Д л — оптическая сила насадочной линзы.

В настоящее время получили распространение, особенно в киноаппаратах, объективы с переменным фокусным расстоянием, или панкратические. В этих объективах за счет изменения расстояния между линзами фокусное расстояние может увеличиваться или уменьшаться в несколько раз. Это позволяет точно компоновать кадр и получать разномасштабные изображения при постоянном расстоянии до снимаемого объекта. При их использовании не нужны сменные фотообъективы с различными фокусными расстояниями, что обеспечивает большую оперативность при фотосъемке. Предельные значения фокусного расстояния панкратических объективов указывают на оправе. Светосила, т. е. способность объектива создавать на светочувствительном материале определенную освещенность изображения, является его важной характеристикой. Светосила зависит от величины действующего отверстия объектива и его фокусного расстояния. Чем больше отверстие объектива и меньше его фокусное расстояние, тем ярче изображение, т. е. больше светосила.

Количественно светосила характеризуется относительным отверстием объектива, т. е. отношением диаметра объектива к его фокусному расстоянию. Эта величина указывается в виде дроби с числителем 1. Например, если диаметр действующего отверстия объектива 2,5 см, а фокусное расстояние 5 см, то относительное отверстие равно 1: 2 (2,5:5).

При сравнении двух объективов по светосиле относительные отверстия их возводят в квадрат.

На оправе объектива относительные отверстия обозначают только одним знаменателем. В СССР был принят следующий стандартный ряд значений относительных отверстий: 1: 0,7; 1:1; 1: 1,4; 1:2; 1: 2,8; 1:4; 1: 5,6; 1:8; 1:11; 1:16; 1: 22; 1: 32. Большинство фотообъективов имеет наибольшее относительное отверстие 1: 2 и 1: 2,8. Относительное отверстие фотообъективов простых фотоаппаратов равно 1: 4.

Отметки на шкалу относительных отверстий наносят с таким расчетом, что при переходе от одной отметки к другой светосила изменяется в 2 раза. Это упрощает расчеты выдержек при изменении относительных отверстий.

Не весь световой поток, проходящий через объектив, достигает светочувствительного фотоматериала: одна его часть поглощается стеклом, а другая отражается от поверхности линз. Чем сложнее конструкция объектива, тем больше потери света. Эти потери определяются коэффициентом светопропускания объектива, показывающим величину проходящего света по отношению ко всему падающему свету. Для увеличения коэффициента светопропускания во всех объективах применяется метод просветления, который заключается в нанесении на поверхность линз тонких пленок. В результате в значительной мере уменьшается отражение света от поверхностей линз и возрастает светосила. В качестве пленкообразующих веществ применяют фториды некоторых металлов. Просветляющие пленки недостаточно устойчивы, гигроскопичны, поэтому с объективами необходимо обращаться очень осторожно.

Следует иметь в виду, что после просветления через объектив проходит большое количество желтых, зеленых в красных лучей, а отражаются от поверхности линз в основном голубые, синие и фиолетовые лучи. Этим объясняется то, что в отраженном свете линзы приобретают голубой цвет, хотя просветляющие пленки бесцветны.

Голубое просветление объективов наиболее эффективно в черно-белой фотографии.

При съемке на цветных фотоматериалах объективы с голубым просветлением дают подчеркнуто теплую цветопередачу с желтизной, так как через такие объективы проходит больше желтых лучей. Для компенсации желтизны цветопередачи изображения объективами с голубым просветлением применяют янтарное просветление линз, при этом отражаются преимущественно цвета с желтым (янтарным) оттенком. Желтый цвет, являясь дополнительным к синему, нейтрализует его. В результате цветопередача при съемке на цветных материалах значительно улучшается.

Глубина резкости — это свойство фотографических объективов резко изображать объекты, расположенные в пространстве на неодинаковом расстоянии от фотоаппарата. Глубина резко изображаемого пространства измеряется расстоянием от переднего до заднего планов объекта съемки, между которыми все предметы получаются резкими. Глубина резности тем больше, чем меньше фокусное расстояние и относительное отверстие объектива. Для точного учета влияния относительного отверстия на глубину резкости на оправе объектива имеется шкала глубины резкости: по обе стороны от индекса шкалы расстояний попарно симметрично нанесены дополнительные значения относительных отверстий. Значения расстояний границ резко изображаемого пространства устанавливаются против значений относительного отверстия по шкале расстояний. При относительном отверстии 1:8 резко изображаемое пространство находится между 3 и 10 м, а при относительном отверстии 1:11 — между 2,6 и 19 м.

Оправы объективов могут иметь шкалы, автоматически определяющие глубину резкости.

Угол изображения показывает угол охвата объективом фотографируемого объекта и находится между лучами, соединяющими главную заднюю точку объектива с концами диагонали кадра, вписанного в поле изображения. Угол изображения зависит от размера кадра и величины фокусного расстояния. Чем больше диагональ, т. е. размер кадра, и меньше фокусное рас стояние, тем больше угол изображения. Отечественные фотообъективы выпускают с углом изображения от 2,5 до 95°.

Разрешающая сила — свойство объектива четко передавать на светочувствительном фотоматериале мельчайшие детали фотографируемого объекта. Этот показатель определяется числом параллельных линий равной ширины, раздельно изображаемых объективом на 1 мм поля изображения (лин/мм). Разрешающая сила снижается к краям изображения. У большинства объективов по краям кадра она составляет около 40—50% четкости в центре. Поэтому в паспорте объектива указывают два значения-этого показателя: Для центра и для края изображения.

Разрешающая сила объективов по краям значительно повышается при использовании линз из оптического лантанового стекла. К тому же лантановые объективы обеспечивают более правильную цветопередачу при съемке на цветную пленку.

Рабочий отрезок — это важный показатель, определяющий условия взаимозаменяемости объективов в фотоаппаратах. Рабочим, или задним, отрезком называется расстояние от центральной точки крайней поверхности задней линзы объектива до точки фокуса. Величина рабочего отрезка зависит от конструкции объектива. При несовпадении рабочих отрезков объективов требуется их юстировка, т. е. подгонка к фотоаппарату по рабочему отрезку с точностью до 0,02 мм.

Классификация и ассортимент фотообъективов . Объективы классифицируют по назначению, величине угла изображения и фокусного расстояния.

По назначению фотообъективы делят на штатные и сменные.

Штатными называются объективы, фокусное расстояние которых примерно равно диагонали кадра, а угол изображения находится в пределах 45—55°. Такие объективы иначе называют нормальными. Штатные объективы в фотоаппаратах, имеющих различные форматы кадра (а следовательно, и диагонали кадра), характеризуются и неодинаковыми фокусными расстояниями. Так, в фотоаппаратах с форматом кадра 24X36 мм фокусное расстояние нормального объектива равно приблизительно 5 см, с форматом кадра 6X6 см — 7,5 см. Нормальные объективы имеют универсальное применение, предназначаются для разнообразных фотосъемок. Как правило, все фотоаппараты укомплектовывают штатными объективами.

Сменные объективы применяют для специальных видов съемок — портретов, удаленных предметов, пейзажей и т. д. Эти фотообъективы поступают в продажу отдельно от фотоаппаратов. По величине угла изображения и фокусного расстояния их подразделяют на широкоугольные, длиннофокусные и телескопические.

Широкоугольные объективы имеют фокусное расстояние меньше, чем диагональ расчетного кадра, и угол изображения свыше 60°. Для них характерен большой охват съемочного пространства. Применяют эти объективы для съемки с малых расстояний широкоплановых фасадов, пейзажей, интерьеров и др. Недостатки широкоугольных объективов выражаются в том, что при съемке близко расположенных объектов они вносят в изображение перспективные искажения, а также дают неравномерное освещение кадра — больше в центре и меньше по краям.

Длиннофокусные объективы имеют фокусное расстояние в 1,5—2 раза больше, чем диагональ кадра, и угол изображения 28—30°. Эти объективы охватывают не большое поле. Применяют их в основном для съемки портретов крупным планом, так как только длиннофокусные объективы дают наиболее естественную перспективу и сходство с натурой.

Телескопическими называются объективы, фокусное расстояние которых значительно превосходит диагональ кадра. Угол изображения у них не превышает 24°. Телеобъективы применяют для съемки крупным планом значительно удаленных предметов. Лучшие отечественные телеобъективы позволяют получать 20-кратное увеличение изображения.

Телеобъективы бывают двух видов: линзовые и зеркально-линзовые. Последние отличаются наибольшей компактностью при значительных фокусных расстояниях.

Характеристика ассортимента сменных фотообъективов приведена в табл. Штатные объективы рассматриваются при описании технических характеристик фотоаппаратов.

Фотографический затвор

Затвор пропускает световые лучи через фотообъектив аппарата на фотоматериал в течение определенного, заранее установленного промежутка времени, называемого выдержкой. Фотозатвор состоит из непрозрачной заслонки и элементов управления ею — заводного и спускового устройств, регулятора действия затвора.

Непрозрачная заслонка открывает и преграждает доступ свету на светочувствительный материал. С помощью заводного устройства затвор подготавливают к работе, спусковое устройство предназначено Для приведения затвора в действие. Регулятор действия затвора устанавливает необходимые выдержки при съемке. Принят следующий ряд числовых значений выдержек, автоматически устанавливаемых затвором (в с): 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/500, 1/1000, 1/2000. Затворы простых фотоаппаратов имеют небольшой диапазон выдержек, например от 1/15 до 1/250 с. Затворы более сложных конструкций могут иметь более широкий диапазон выдержек. Кроме значений автоматических выдержек, на диск или кольцо регулятора действия затвора наносят буквы «Д» и «В», которые обозначают длительные выдержки, отмеряемые вручную. Если регулятор затвора установить против буквы «Д», то при первом нажатии на спусковое устройство затвор откроется и закроется только после вторичного нажатия. Индексом «Д» пользуются для установления длительных выдержек при съемке фотоаппаратом со штатива. Индекс «В» означает, что затвор будет открыт, пока нажато спусковое устройство.

К механизмам затвора относятся также синхронизирующее устройство и механизм автоспуска.

Синхронизирующее устройство обеспечивает одновременное срабатывание затвора и лампы-вспышки. Для подключения лампы-вспышки к синхронизирующему -устройству на наружной части корпуса фотоаппарата имеется синхроконтакт (кабельное подключение). В современной фотоаппаратуре все шире применяют бескабельное подключение лампы-вспышки через контакт в клемме.

Механизм автоспуска имеется в большинстве фотоаппаратов. Аппарат при съемке устанавливают на штативе. Время срабатывания автоспусков примерно 9 с.

Фотографические затворы по принципу действия делят на механические затворы, которые приводятся в действие пружиной, и затворы, управляемые электронным блоком, — электронные.

Механические затворы по конструкции и месту расположения в фотоаппарате подразделяют на шторно-щелевые и центральные.

Шторно-щелевой затвор располагается непосредственно перед фотопленкой. Заслонкой в этом затворе является шелковая прорезиненная или металлическая шторка с щелью, проходящей перед кадровым окном фотоаппарата, что обеспечивает экспонирование фотоматериала. Металлическая шторка имеет одно существенное преимущество перед шелковой: работает при более низкой температуре воздуха, при которой шелковая шторка затвердевает и теряет эластичность.

Шторно-щелевой затвор состоит из следующих основных частей: шторки, двух валиков, регулирующих щель, и ведущего барабана. Перед съемкой, при взводе затвора, шторка, состоящая из двух частей, наматывается на один из валиков. Края частей шторки плотно сомкнуты, щели нет. В момент спуска затвора шторка под действием пружины, находящейся в ведущем барабане, перематывается с определенной скоростью на другой валик. При этом края частей шторки размыкаются, и между ними образуется щель определенной ширины. Щель, перемещаясь перед фотопленкой, последовательно освещает ее. Выдержка, т. е. время экспонирования фотоматериала, регулируется шириной щели и скоростью пробега шторки. Чем уже щель и сильнее натяжение пружины, тем короче выдержка, так как при быстром движении узкой щели шторки фотопленка освещается очень непродолжительное время. Наоборот, при широкой щели в шторке и слабом натяжении пружины освещение фотопленки более длительное.

Шторно-щелевые затворы позволяют получать очень короткие выдержки — до 1/2000 с. Фотоаппараты с этими затворами имеют большой набор сменных объективов. Однако шторно-щелевые затворы характеризуются и рядом недостатков: вследствие разницы в скорости движения шторки в начале и конце кадра плотность негатива неодинакова по всему полю кадра; фотосъемка с лампами-вспышками возможна только при выдержке 1/30 с; возникают искажения быстро движущихся предметов из-за неодновременного экспонирования разных точек кадра.

Разновидностью шторно-щелевого затвора является веерный затвор. Он представляет собой две металлические шторки, состоящие из одного главного и двух дополнительных складывающихся металлических лепестков. Лепестки располагаются в виде веера. Во взведенном положении одна шторка веерного затвора полностью закрывает кадровое окно фотоаппарата, другая шторка сложена. При нажатии на спусковое устройство лепестки первой шторки складываются, а лепестки второй — раздвигаются. При этом между крайними лепестками шторок образуется щель, через которую свет падает на фотопленку. После срабатывания затвора первая шторка складывается, а вторая закрывает лепестками кадровое окно фотоаппарата. Веерные затворы практически не имеют недостатков шторно-щелевых затворов.

Центральный затвор состоит из нескольких тонких металлических сегментов, которые приводятся в действие системой пружин и рычагов. При нажиме на спусковое устройство сегменты открывают отверстие объектива от центра к краям на определенное время (выдержку), а затем закрывают его в обратном направлении. Отсюда и название затвора — центральный.

Центральный затвор, как правило, устанавливают между линзами объектива совместно с диафрагмой, что значительно усложняет его конструкцию и повышает стоимость. Центральные затворы могут быть, и залинзовыми, устанавливаемыми около объектива. У таких затворов механизм расположен не в корпусе объектива, а на передней стенке камеры.

В большинстве фотоаппаратов с центральными затворами сменная оптика не применяется, так как эти затворы конструктивно связаны с объективом. Поэтому каждый сменный объектив должен иметь свой затвор, а это увеличивает стоимость фотоаппаратуры. Вместе с тем центральные затворы имеют ряд преимуществ перед шторными: конструктивно проще связь с фотоэкспонометрическим устройством, что очень важно для производства полуавтоматических и автоматических фотоаппаратов; позволяют фотографировать с лампой-вспышкой при любых выдержках; создают равномерную освещенность в любой точке кадра; устойчиво работают при низкой температуре и не искажают быстро перемещающиеся предметы.

В последнее время в ряде моделей фотоаппаратов устанавливают электронные затворы, которые состоят из створок, приводимых в действие электронным блоком. Основными деталями электронного блока являются конденсатор, электромагнит, резистор и миниатюрная батарея. При нажиме на спусковое устройство электронного затвора створки откидываются и открывают свету доступ на фотопленку. При этом створки захватываются электромагнитом. Экспонирование происходит до полной зарядку конденсатора. После этого электромагнит отключается, и створки закрывают затвор. Продолжительность зарядки конденсатора, а следовательно, и выдержка регулируются резистором. Особенность электронных затворов — бесступенчатая отработка выдержек в автоматических фотоаппаратах, что позволяет получать наиболее оптимальную плотность изображения на пленке при съемке.

Видоискатели

Видоискатели предназначены для определения границ кадра фотографируемого объекта. По конструкции и принципу действия их подразделяют на рамочные, телескопические и зеркальные.

Рамочный видоискатель состоит из двух рамок разных размеров в соответствии с углом поля изображения фото-объектива. Наблюдение ведется со стороны малой рамки. Точность кадрирования- такими видоискателями невысокая.

Телескопический видоискатель состоит из рассеивающей линзы прямоугольной формы, выполняющей роль ограничителя зрения, и собирательной линзы, которая служит окуляром.

Этот видоискатель дает прямое и уменьшенное изображение. Он расположен выше и в стороне от объектива, поэтому изображение, видимое в видоискателе, не совпадает с оптическим изображением на светочувствительном материале. Это явление называется параллактической ошибкой. Параллакс особенно заметен при фотосъемке предметов с близких расстояний. Для исправления ошибок параллакса некоторые телескопические видоискатели снабжают светящимися кадрирующими и параллактическими рамками, по которым кадр компонуется более правильно.

В поле зрения ряда видоискателей для повышения удобства эксплуатации фотоаппаратов иногда вводят различнее шкалы и сигнальные устройства, дающие определенную информацию о состоянии аппарата и условиях съемки: взведен ли затвор, какие установлены выдержка и диафрагма, возможна ли съемка по имеющимся световым условиям для данной пленки и т. д.

Некоторые телескопические видоискатели имеют в поле зрения ограничительные рамки для сменных объективов. Для этой же цели применяют универсальные видоискатели, которые устанавливают на фотоаппарате в специальной клемме. Они снабжены револьверной головкой, в которой, укреплены пять видоискателей, имеющих такие же. углы поля изображения, как и сменные объективы с фокусными расстояниями 2,8; 3,5; 5; 8,5; 13,5 см. Сменные видоискатели выпускают также для работы только с одним сменным объективом.

Зеркальные видоискатели бывают надкамерные и внутрикамёрные.

Надкамерный зеркальный видоискатель состоит из объектива, зеркала, расположенного под углом 45° к оптической оси объектива, и линзы. Кроме того, в центре линзы имеется матовый кружочек для наводки на резкость, изображение в котором рассматривается через лупу. Изображение, даваемое объективом, попадает на зеркало. При этом ход лучей изменяется на 90 е, и на линзе получается изображение, зеркально обратное и уменьшенное по отношению к фотографируемому предмету. Кроме того, изображение в видоискателе смещено по отношению к изображению, получаемому на фотоматериале, вследствие того, что зеркальный видоискатель расположен над съемочным объективом.

Изображение в надкамерных видоискателях необходимо рассматривать сверху, для чего аппарат приходится опускать до уровня груди. Такой тип зеркального видоискателя применяется в фотоаппарате модели «Любитель».

Внутрикамерный зеркальный видоискатель с пентапризмой более совершенный. В качестве объектива видоискателя используется основной съемочный объектив. При кадрировании перед фотопленкой устанавливается откидывающееся зеркало. Направление лучей света, прошедших через объектив, изменяется на 90° за счет отражения от зеркала, и на плоской матированной поверхности линзы получается оптическое изображение. Рассматриваемое через окуляр и пентапризму изображение получается без зеркального обращения и параллакса. При нажатии на спусковое устройство зеркало отбрасывается вверх, изображение на матовом стекле исчезает, и лучи света строят изображение на светочувствительном фотоматериале. Для непрерывного наблюдения за объектом съемки (кроме момента экспонирования) зеркальные видоискатели большинства фотоаппаратов имеют механизм зеркала постоянного визирования.

Механизмы наводки объектива на резкость

Наводка на резкость производится для совмещения оптического изображения, даваемого объективом, с плоскостью светочувствительного материала. Фокусировка достигается обычно путем выдвижения всего объектива или его переднего компонента. В фотоаппаратуре применяют следующие механизмы наводки объектива на резкость: по шкале расстояний, по символам, по матовому стеклу, по дальномеру.

Наводку на резкость по шкале расстояний применяют почти во всех фотоаппаратах. Значения расстояний до снимаемого объекта указывают на оправе объектива в метрах. Производя наводку на резкость, необходимо как можно точнее определить расстояние до снимаемого объекта и установить это значение на шкале.

Часто это делают на глаз, поэтому такой метод называют глазомерным. При этом возможны ошибки в определении расстояния. Однако благодаря глубине резкости, свойственной каждому объективу, изображение получается достаточно резким. Этот метод наводки применяется в простых по конструкции шкальных фотоаппаратах.

Наводка на резкость по шкале символов принципиально не отличается от наводки по шкале расстояний. Только вместо числовых значений расстояний на шкалу наносят условные символы, обозначающие портрет, группу или пейзаж. Техника наводки на резкость наиболее проста и сводится к установке объектива на один из выбранных символов. Этот метод фокусировки не требует определения расстояния до объекта съемки и при умелом применении шкалы и средних величин относительных отверстий позволяет достаточно точно производить наводку на резкость. Применяется он также в шкальных фотоаппаратах.

При наводке на резкость по матовому стеклу правильность установки объектива проверяют визуально по резкости изображения, получаемого на матовом стекле. Этот метод применяется главным образом в фотоаппаратах с вертикальным видоискателем, а также в павильонных камерах. Серьезный недостаток наводки на резкость по матовому стеклу в однообъективных зеркальных фотоаппаратах — необходимость фокусировки объектива только при полностью открытой диафрагме, так как только в этом случае на матовом стекле создается необходимая яркость изображения. После наводки на резкость объектив диафрагмируется на необходимое значение относительного отверстия. Однако при диафрагмировании расстояние до объекта может измениться, если объект к тому же еще движется, в результате чего необходима повторная фокусировка объектива. Для устранения этого недостатка в зеркальных фотоаппаратах. применяют диафрагмы усложнённых конструкций — упорные, прыгающие, нажимные.

Качество фокусировки определяется остротой зрения фотографа, его способностью различать изменения резкости на матовом стекле. Для повышения точности фокусировки в центре матового стекла зеркальных аппаратов имеются фокусировочные клинья. При неточной наводке на резкость контуры изображения на линии соприкосновения клиньев раздваиваются. В последних моделях зеркальных фотоаппаратов в центре матового стекла устанавливают в виде круга микропирамиды, образующие микрорастр. При малейшей расфокусировке объектива изображение в микрорастре становится нечетким. В зеркальных фотоаппаратах высокого класса могут быть одновременно установлены: в центре матового стекла — фокусировочные клинья, а вокруг — микрорастр в виде кольца.

Фокусировка объектива по дальномеру — наиболее быстрая и точная. Дальномеры монтируют обычно внутри корпуса аппарата. Имеется несколько конструкций дальномерных устройств: с поворотной призмой, с поворотными клиньями, с поворотными линзами и др. Чаще используют дальномер с поворотной призмой. Рассмотрим принцип его работы.

При перемещении оправы объектива через систему рычагов происходит поворот призмы. Если рассматривать объект съемки через полупрозрачное зеркало, то видны одновременно два изображения: одно — непосредственно через полупрозрачное зеркало, другое — после отражения от поворотной призмы и полупрозрачного зеркала. Когда в окуляре дальномера видны два изображения, то наводка на резкость неточная. Для получения резкого изображения вращают дистанционную шкалу объектива до совмещения этих изображений.

Все современные фотоаппараты имеют совмещенный окуляр дальномера и видоискателя. В фотоаппаратах с наводкой на резкость по дальномеру применяют телескопические видоискатели, которые часто имеют диоптрийное устройство. Внутри таких видоискателей установлена специальная подвижная линза. Перемещая с помощью рычага эту линзу, можно сфокусировать изображение в видоискателе диоптрийное устройство позволяет пользоваться видоискателем и дальномером лицам с недостатком зрения в пределах ±ЗД.

Экспонометрические устройства

Для получения правильно экспонированных негативов в момент съемки необходимо установить точные значения выдержки на затворе и относительного отверстия на объективе. Эти значения зависят от многих факторов, но главная трудность заключается в оценке освещенности объекта съемки. Дело в том, что в течение дня освещенность меняется в очень широких пределах. Она зависит от времени года, облачности, географической широты местности, место съемки и других факторов. Оценить освещенность объекта съемки на глаз с точностью, необходимой для определения соответствующей выдержки, очень трудно. Для измерения освещенности, а следовательно, и

определения выдержки и относительного отверстия, т. е. экспозиции, большинство современных фотоаппаратов укомплектовывают фотоэкспонометрическими устройствами, которые в значительной степени повышают удобство пользования аппаратом.

Основными деталями экспонометрических устройств являются светоприемник и присоединенные к нему очень чувствительный микроамперметр и калькулятор. В качестве светоприемников применяют селеновые фотоэлементы или сернистокадмиевые фоторезисторы. Под действием света, отраженного от объекта съемки, в фотоэлементе образуется электрический ток, величина которого регистрируется микроамперметром. При этом стрелка прибора занимает определенное положение в зависимости от освещенности объекта. После этого по шкалам калькулятора определяют выдержку и диафрагму.

Для работы экспонометрического устройства на фоторезисторе необходим источник постоянного тока, например батарея марки РЦ-53 или аккумулятор марки Д-0,06, Фотоэлементы обычно устанавливают на верхней лицевой стороне камеры или в виде, кольца вокруг объектива. Фоторезисторы более чувствительны к свету и занимают меньше места, чем фотоэлементы, поэтому могут быть размещены внутри камеры за объективом (системы ТТЛ, Тее), на зеркале видоискателя, на гранях пентапризмы.

Экспонометрические устройства на основе внутреннего измерения света более точны в работе, так как учитывают весь свет, прошедший через объектив на фотопленку. При этом процесс определения выдержки и относительного отверстия упрощается.

Экспонометрические устройства, устанавливаемые в фотоаппаратах, бывают трех систем: неавтоматические, полуавтоматические и автоматические.

Неавтоматические экспонометрические устройства не связаны конструктивно с диафрагмой объектива и затвором. Поэтому выдержка и относительное отверстие, установленные экспонометрическим устройством, переносятся на затвор и объектив вручную.

Полуавтоматические и автоматические экспонометрические устройства блокируются с затвором и объективом, поэтому они не только определяют выдержку и относительное отверстие, но и устанавливают эти значения.

В полуавтоматических фотоаппаратах для автоматической установки выдержки и относительного отверстия необходимо, наблюдая в окуляре видоискателя, совместить поворотом колец «диафрагма» или «выдержка» следящий индекс со стрелкой микроамперметра.

При работе с автоматическими экспонометрическими устройствами не нужны дополнительные операции, выполняемые вручную (если не считать установки светочувствительности фотопленки). При нажатии на спусковое устройство затвора автоматически устанавливается диафрагма и срабатывает затвор. Эти устройства бывают трех типов: шкальные, бесшкальные однопрограммные и, многопрограммные.

Шкальные автоматические экспонометрические устройства применяют в фотоаппаратах наиболее высокого класса. Они позволяют выбирать необходимые выдержку и относительное отверстие в зависимости от сюжета и условий съемки. В фотоаппаратах с такими устройствами выдержку устанавливает фотограф с учетом сюжета съемки. В момент съемки диафрагма автоматически подстраивается под установленное значение выдержки. Если выбранная пара «выдержка-диафрагма» не подходит для данных условий съемки, то спуск затвора блокируется. В автоматических фотоаппаратах для большей оперативности в поле зрения видоискателя вводятся участки шкал выдержки и диафрагмы. Это позволяет, не отнимая глаз от окуляра видоискателя, подобрать необходимую пару «выдержка-диафрагма».

Бесшкальные однопрограммные автоматические экспонометрические устройства наиболее просты по конструкции. Они имеют одну программу, что ограничивает творческие возможности фотографа. Каждому значению яркости объекта соответствует лишь одна пара «выдержка-диафрагма». Даже если фотограф знает это сочетание, он не может изменить его по своему усмотрению. Такие экспонометрические устройства устанавливают в простейших фотоаппаратах, рассчитанных на начинающих и невзыскательных фотографов.

В механизм -многопрограммных автоматических экспонометрических устройств заложена не одна, а несколько различных программ. Выдержка и диафрагма устанавливаются автоматически по одной из программ, выбранных в соответствии с сюжетом съемки. Экспонометрическое устройство такого типа установлено, например, в фотоаппарате «Сокол».

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОАППАРАТОВ

Единая классификация фотоаппаратов в настоящее время отсутствует из-за большого количества их общих и различных конструктивных признаков.

Фотоаппараты классифицируются по формату применяемого фотоматериала и соответственно формату кадра, способу визирования и наводки на резкость, степени автоматизации установки экспозиции.

В группе фотоаппаратов специального назначения особое место занимают аппараты стереоскопические, панорамные и одноступенного фотопроцесса.

Стереоскопические фотоаппараты предназначены для получения объемных изображений. Они имеют два съемочных объектива, с помощью которых получаются два стереоскопических снимка. При просмотре этой стереопары через стереоскоп возникает ощущение объемного стереоскопического изображения.

Панорамные фотоаппараты имеют удлиненный формат кадра. Предназначены для съемки с широким углом охвата объектов (пейзажей, интерьеров, архитектурных ансамблей). За счет подвижной системы объектива угол изображения у них равен примерно 120°, что значительно превышает угол изображения большинства широкоугольных объективов.

По способу визирования и наводки на резкость фотоаппараты подразделяют на шкальные, дальномерные и зеркальные; по степени автоматизации установки экспозиции — на неавтоматические, полуавтоматические и автоматические.

Зеркальные фотоаппараты . Особенностью этих фотоаппаратов является наличие зеркального видоискателя, благодаря которому эта аппаратура приобретает целый ряд положительных свойств и пользуется поэтому наибольшим спросом. Зеркальные фотоаппараты обеспечивают точный контроль границ снимаемого кадра, на их матовом стекле получается изображение объекта съемки в масштабе, близком к изображению на фотопленке. Причем наблюдение за снимаемым объектом ведется по всему полю видоискателя, Так как матовое стекло хорошо передает глубину резкости изображаемого пространства. Зеркальные однообъективиые фотоаппараты с беспараллаксным видоискателем применяются для разнообразных съемок прикладного характера, в том числе микро-, макро- и репродукционной съемок, с использованием сменных объективов и приспособлений. Ассортимент сменных -объективов для зеркальных однообъективных фотоаппаратов наиболее широкий, особенно телескопических объективов с большим фокусным расстоянием (до 100 см). Благодаря этому расширяются технические возможности зеркальных фотоаппаратов. Объем производства зеркальной аппаратуры растет, выпускаемые модели совершенствуются и модернизируются на основе последних достижений научно-технического прогресса.

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ФОТОАППАРАТОВ

Все технические характеристики фотоаппаратов должны соответствовать техническим условиям, которые разрабатываются на каждую модель.

Требования к качеству фотоаппаратов целесообразно подразделить на три группы: требования к механизмам, объективу и футляру.

Размещение всех узлов и механизмов в фотоаппарате должно быть удобным для эксплуатации и обслуживания. Камера в рабочем состоянии должна быть светонепроницаемой. Значительная вуаль, темные точки и полосы на проявленной фотопленке свидетельствуют о нарушении светонепроницаемости камеры. Требуется, -чтобы внутренние поверхности фотоаппарата были окрашены в черный матовый или полуматовый цвет. Пропуски окраски недопустимы.

Фотоаппарат должен давать изображение резкое по всему полю при фотосъемке со всех допустимых расстояний. При наводке на резкость объектив должен вращаться плавно, без заеданий и доходить до крайних положений без усилий.

Затвор фотоаппарата должен работать бесперебойно при любом положении камеры. Взвод и спуск затвора должны быть плавными, без рывков, с ощущением легкого трения. Необходимо, чтобы затвор надежно работал на всех выдержках. Самопроизвольный спуск затвора не допускается. Синхронизатор должен обеспечивать одновременное срабатывание затвора и лампы-вспышки.

Требуется, чтобы механизм транспортирования фотопленки работал свободно, без заеданий и повреждений пленки, катушка и кассета свободно входили в гнезда, прочно в них удерживались и легко вынимались для перезарядки. Выравнивающий столик и направляющие полозки должны быть гладкими и не царапать пленку ни со стороны эмульсии, ни с обратной стороны.

Экспонометрические устройства должны работать надежно, стрелка микроамперметра — реагировать на действие света установленной для данного аппарата яркости, выдержка и диафрагма — определяться и устанавливаться правильно.

Все металлические детали должны быть хромированы, никелированы или покрыты краской. Антикоррозийные покрытия должны быть прочными, без пятен и пропусков. На окрашенных поверхностях не допускаются потеки краски, пузыри, трещины. Внешние поверхности должны быть без вмятин, забоин, заусенцев и других дефектов, портящих внешний вид аппарата.

Надписи, указательные стрелки и деления шкал должны быть нанесены отчетливо.

В линзах объектива не допускаются такие дефекты стекла, как пузыри диаметром более 0,3 мм, камни, дымка, мошка, свили, а на поверхности оптического стекла — царапины, прошлифованные пузыри, выколки, жировые пятна. Внутри объектива не должно быть пылинок, ворсинок, частиц лака, стружки. Не допускается расклейка линз, которая заметна по радужным пятнам и полосам.

Необходимо, чтобы оправа со шкалой диафрагмы имела плавный самотормозящий ход, обеспечивающий сохранность установленного положения. Ход диафрагмы должен быть легче хода дистанционной шкалы.

Защитная крышка должна плотно надеваться на объектив: при наклоне аппарата вниз крышка не должна самопроизвольно спадать с объектива.

Футляр фотоаппарата и наплечный ремень должны быть изготовлены из кожи или кожзаменителя коричневого либо черного цвета. Швы футляра должны быть ровными, с равномерной строчкой, прочными, с хорошо утянутыми нитями. Не допускаются складки, следы клея и пятна различного происхождения. Крышка футляра должна свободно надеваться на корпус футляра, фотоаппарат должен лежать в футляре плотно и прочно удерживаться штативной гайкой.

МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ХРАНЕНИЕ ФОТОАППАРАТОВ. ПРАВИЛА УХОДА ЗА ФОТОАППАРАТАМИ

На каждом фотоаппарате и объективе указывают их наименование, марку завода-изготовителя, порядковый номер камеры и объектива.

Фотоаппарат в футляре с принадлежностями, входящими в комплект, укладывают в картонную или пенопластовую коробку. (Перечень принадлежностей указывают в паспорте на фотоаппарат.) Коробку снаружи опломбировывают. В коробку вкладывают упаковочный лист с подписью лица, производившего упаковку, и датой упаковки.

Распакованные фотоаппараты следует хранить в сухом отапливаемом помещении при температуре от 5 до 45°С и относительной влажности воздуха не выше 65%.

С фотоаппаратами необходимо обращаться бережно. Их следует содержать в чистоте и оберегать от толчков, сотрясений, грязи, пыли, сырости и резких колебаний температуры. Не рекомендуется без надобности вынимать объектив из фотоаппарата, так как при этом в аппарат могут попасть грязь и пыль. При эксплуатации необходимо регулярно производить чистку фотоаппарата. Нельзя трогать руками поверхности оптических деталей, так как это может привести к повреждению покрытий. Пыль удаляют мягкой кисточкой, или резиновой грушей. Протирать оптические поверхности объектива, видоискателя следует легким касанием чистой фланелевой салфеткой или ватой, слегка смоченной спиртом или эфиром. Зеркало и линзы видоискателя чистят только в самых необходимых случаях очень мягкой и обязательно сухой кисточкой.

Хранить фотоаппараты следует в закрытом футляре, при этом объектив должен быть закрыт крышкой, а затвор и автоспуск должны находиться в спущенном положении.

При температуре ниже 0°С фотоаппарат рекомендуется носить под верхней одеждой и вынимать лишь на время съемки. Фотоаппарат, внесенный с мороза в теплое помещение, не следует открывать сразу, он должен прогреться в течение 2 ч. Особые правила эксплуатаций в морозное время предусмотрены для фотоаппаратов с экспонометрическими устройствами на фоторезисторах, в электрических цепях которых имеются источники постоянного тока. Необходимо помнить, что источник тока от длительного воздействия минусовых температур быстро выходит из строя, поэтому такие фотоаппараты также следует оберегать от переохлаждения.

Разбирать фотоаппараты самостоятельно нельзя, так как при этом можно нарушить регулировку отдельных узлов. Любой ремонт и соответствующую регулировку должны производить квалифицированные специалисты в ремонтных мастерских.

Шестопалов Андрей 143

Современный цифровой фотоаппарат высокотехнологичное и не дешевое изделие, поэтому задача правильного выбора при покупке, учитывая широту предлагаемого ассортимента, стоит очень остро.
При написании этой статьи я поставил цель помочь новичкам определить критерии оптимального выбора фотоаппарата для себя, чтобы использование приобретенной техники приносило радость и не было жаль потраченных денег.
Для начала, давайте разберемся в значении характеристик цифровых фотоаппаратов. Я не буду вдаваться в тонкости, а максимально доступно расскажу о значении каждого параметра и его влиянии на качество снимка.
В описании конкретной модели, обычно указывают следующие характеристики:

1. Количество мегапикселей (разрешение).

картинка с сайта ukrprint.com

Это количество цветных точек на фотографии (1мегапиксель= 1 миллиону точек).
В мегапикселях оценивается разрешение матрицы фотоаппарата.

Влияет это на возможность увеличения снимка без потери качества.
Но тут есть свои нюансы, важное значение имеет отношение размеров матрицы к количеству пикселей. Размеры матрицы компактных фотоаппаратов как правило не позволяют разместить снимок с разрешением свыше 6 мегапикселей при большем разрешении на снимке возникнут шумы. Правда в большинстве фотоаппаратов установлена программа подавления шумов, только в результате работы этой программы ухудшается резкость фотографий
Поэтому при выборе цифрового фотоаппарата такие параметры как размер и разрешение матрицы следует рассматривать совместно.

2. Размер матрицы.

Матрица является светочувствительным элементом «цифровика» на котором проецируется изображение,-аналогом пленки в обычном фотоаппарате. Ее размер эквивалентен размеру кадра пленки (24х36 мм) причем, чем ближе площади матрицы и кадра, тем лучше будет снимок. Значение размера указывается в дюймах, например 1/2,3".

Влияет размер матрицы на качество фотографии при плохой освещенности, количество шума на снимке и габариты фотоаппарата. Последнее вызвано необходимостью увеличения оптической части для освещения большой матрицы и влечет за собой повышение цены.
Таким образом, чем больше матрица, тем лучше становиться качество фотографий, а фотоаппарат тяжелее, больше и дороже.

3. Зум (zoom).

Оптический зум это устройство которое меняет фокусное расстояние объектива. За счет сокращения угла обзора происходит увеличение изображения без потери качества последнего.

Цифровой зум это программное кадрирование, растяжение выбранного фрагмента изображения аналогичное увеличению при просмотре фотографии на компьютере. Естественно через мерное увлечение цифровым зумом ухудшает качество снимка. Тем не менее, с его помощью можно незначительно повысить увеличение без заметного снижения качества изображения за счет запаса пикселей в матрице.

Вывод, предпочтительнее будет фотоаппарат с большим оптическим зумом но как и в случае с размером матрицы это ведет к увеличению его стоимости. Также следует обратить внимание на качество оптики, это влияет на точность позиционирования и прозрачность снимка.

4. Дисплей.

Экран также выступающий в роли видоискателя.
Размер а также яркость и контрастность дисплея влияют на качество Вашей оценки фотографии на месте, позволяют выявить дефекты изображения. Вместе с тем дисплей является мощным потребителем энергии и сокращает время работы аккумулятора.

5. Видео.

Как правило, в характеристиках указывается формат видеозаписи, скорость видеосъемки в кадрах в секунду и разрешение видео. Лучшим форматом записи видео в фотоаппарате является HD-видео с разрешением 1920х1080, что соответствует разрешению современных телевизоров и компьютерных мониторов, но это реализовано только в дорогих моделях. Впрочем, хорошие любительские ролики получаются и в форматах AVI или MOV. О скорости съемки можно сказать, чем она больше тем лучше видео. Человек воспринимает движение при скорости 24 кадра в секунду, сейчас стандартная скорость видеосъемки в фотоаппаратах 30 кад/с. Полезным для съемки видео будет наличие в фотоаппарате стабилизатора изображения компенсирующего рывки камеры.
Учитывая все вышесказанное, замечу, что видео фотоаппарата все равно будет уступать снятому видеокамерой, хотя бы вследствие его специализации.

6. Элементы питания.

Выносные, ими могут быть одноразовые «пальчиковые» батарейки типа АА или ААА, никель-кадмиевые или никель-металлогидридные аккумуляторы соответствующих типоразмеров. Они не входят в комплектацию фотоаппарата, поэтому аккумуляторы а также зарядное устройство приходится приобретать отдельно. «Цифровики» сделанные под эти элементы питания имеют характерный выступ в месте их размещения.
К достоинствам аппаратов с такими элементами относится то, что в случае отсутствия времени на перезарядку аккумуляторов можно воспользоваться батарейками которые продаются практически в любом магазине. Никель-кадмиевые и никель-металлогидридные элементы питания выдерживают до 1000 циклов перезарядки и дешевле встроенных (комплектных) аккумуляторов тем не менее не лишены недостатков основные из которых подверженность саморазрядке (до 5% заряда в день), низкая энергоемкость. К этому можно добавить, что никель-кадмиевым элементам присущ так называемый «эффект памяти» вследствие чего на начальном этапе эксплуатации необходимо выполнить несколько циклов полного заряда- разряда батареи.

Встроенные (комплектные) элементы питания чаще всего литий -ионные аккумуляторы, такие источники питания широко используются в планшетах и ноутбуках.
Зарядное устройство входит в базовую комплектацию фотоаппарата. Li- Ion элементы выдерживают до 3000 циклов перезарядки, характеризуются высокой энергоемкостью и малым саморазрядом. Вот только замена отслужившего свой срок аккумулятора потребует ощутимых затрат и не факт, что к этому моменту в продаже будут оригинальные фирменные элементы нужного типа.

Теперь основное понятие о характеристиках у Вас есть, пора приступать к индивидуальному подбору.

Шаг 1.

Определитесь с суммой которую вы готовы потратить на фотоаппарат. В нее нужно включить стоимость аксессуаров: чехла, зарядного устройства, карты памяти и т.д.

Шаг 2.

Решите, что вы будете снимать чаще всего а из этого сделайте вывод какой фотоаппарат подходит.
К примеру, для фотографий семьи, застолий с друзьями, детей и домашних животных хватит простого и недорогого аппарата цифровой «мыльницы», качество съемки при хорошем освещении с близкого расстояния будет приемлемым. Одним из очевидных преимуществ таких моделей является компактность, Вы просто можете носить фотоаппарат в кармане, на всякий случай.
Для путешественников стремящихся запечатлеть окружающие ландшафты нужен более серьезный аппарат с большой матрицей и сильным оптическим зумом.
А вот профессионал, зарабатывающий фотографией, приобретет зеркальный фотоаппарат с дополнительным комплектом сменных объективов к нему.

Шаг 3.

Самый тяжелый, нужно найти компромисс между своими желаниями и возможностями.

Шаг 4.

Теперь можно сравнивать технические характеристики фотоаппаратов разных производителей на сайте Интернет магазина. Выберете две – три подходящих модели.

Шаг 5 .

Чтобы окончательно определиться в выборе техники нужно протестировать ее, поэтому отправляйтесь в фото отдел супермаркета электроники где можно повертеть в руках выбранные фотики, оценить удобство меню и сделать пару тестовых снимков при автоматических настройках.

Шаг 6 .

Выбор сделан, осталось заказывать фотоаппарат, где дешевле естественно.

Основные характеристики цифровых фотоаппаратов

Качество получаемых снимков напрямую зависит от технических характеристик цифрового фотоаппарата. На что следует обращать внимание в первую очередь? Расскажем об этом в нашей статье.

Прежде остановимся на матрице, как называют множество светочувствительных элементов – пикселей. Одним из важных параметров матрицы, непосредственно влияющих на качество изображения, является разрешение, измеряемое в мегапикселях. В отношении этого параметра действует правило: чем выше разрешение, тем больше мелких деталей будет отображено на снимке.

Но увлекаться количеством мегапикселей тоже не стоит. Так, если вы не собираетесь печатать фотографии размером более 10х15 см, то вам вполне можно ограничиться покупкой аппарата с разрешением в 2,2 Мегапикселя, а для печати снимков 13х18 см – 3,6 Мегапикселя.

Другим важным параметром матрицы является ее размер, измеряемый в дюймах. В популярных моделях фотоаппаратов обычно применяются матрицы размерами от 1/1.8 до 1/3.2 дюйма. При этом предпочтение рекомендуется отдавать матрицам с большим размером, так как они обладают определенными преимуществами – позволяют передать больше оттенков и меньше шумят.

Также необходимо обращать внимание на чувствительность матрицы, изменяемую в диапазоне от 50 до 3200. Став владельцем фотоаппарата с высокой чувствительностью матрицы, вы сможете делать четкие снимки в сумерках и даже ночью, однако при этом вам придется мириться с неизбежным цифровым шумом.

Следующая составляющая цифрового фотоаппарата – это объектив, благодаря которому в камеру попадает свет и на матрице формируется изображение. В состав объектива входят линзы, ответственные за характер света, и диафрагма, позволяющая контролировать количество света.

К основным характеристикам объектива относятся светосила и фокусное расстояние. Под первой понимается значение максимально открытой диафрагмы. Чем выше светосила, тем лучше объектив, а значит, и фотоаппарат. При равных условиях освещенности объектив с большим значением светосилы дает возможность делать снимки на более коротких выдержках. Другая характеристика объектива, фокусное расстояние отвечает за угол обзора объектива и за то, на какое расстояние он «видит». Лучшими считаются объективы с фокусным расстоянием 24 (или меньше) на 85 (или больше) мм.

Практически все цифровые фотоаппараты оснащены функцией зума - увеличения (изменения фокусного расстояния). Эта функция позволяет осуществлять удобную кадрировку изображения, когда еще на этапе съемки из кадра убирается все лишнее. Увеличение бывает оптическим и цифровым. Лучшими считаются фотоаппараты с увеличением, производимым средствами оптики (т.е. путем изменения фокусного расстояния линзы). Имейте в виду, что ультразумы, как правило, дают худшую картинку, чем умеренные зумы.

Еще одна непременная функция современных цифровых фотоаппаратов – это видоискатель, позволяющий увидеть будущее изображение перед нажатием на спуск. В цифровых зеркальных камерах роль видеоискателя выполняет дисплей, на котором изображение формируется в реальном времени. Видеоискатели бывают оптическими, зеркальными и электронными, при этом лучшими считаются зеркальные разновидности.

Что касается вспышки, то любительские цифровые фотоаппараты, как правило, оснащаются встроенными слабомощными вспышками для подсветки переднего плана. Полупрофессиональные и профессиональные камеры снабжены контактом для подключения внешней вспышки, которая позволяет достичь куда лучших результатов.

Наконец, в хорошем фотоаппарате всегда имеется возможность ручных настроек. Это касается возможностей регулирования диафрагмы и выдержки, изменения чувствительности матрицы, установки баланса белого и других настроек.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Последние материалы раздела:

Монитор (класс корабля) Башенный броненосец монитор
Монитор (класс корабля) Башенный броненосец монитор

В конце 1920-х годов советское военно-политическое руководство начало программу укрепления Днепровской военной флотилии. Для нее в конце 1930 года...

Расширение map для какой программы
Расширение map для какой программы

Вы здесь, потому у вас есть файл, который имеет расширение файла, заканчивающийся в.map. Файлы с расширением.map может быть запущен только...

Расширение файла OPUS Файл с расширением опус
Расширение файла OPUS Файл с расширением опус

- Расширение (формат) - это символы в конце файла после последней точки. - Компьютер определяет тип файла именно по расширению. - По умолчанию...